С российского авторынка уходит Matiz. Бюджетный автомобиль, ставший доступным почти каждой семье, где появлялся желающий получить водительские права. Герой множества шуток и комичных ситуаций на дороге. В наших сердцах навсегда останется след от протектора шин знаменитой узбекской малолитражки с корейскими корнями.
«Этот парень был из тех, что просто любит жить, любит праздник и громкий смех, пыль дорог и ветра свист», – да простят меня мотоциклисты, но сейчас эти слова хочется пропеть об автомобиле. Нас покидает Daewoo Matiz. В моей жизни прыткая малолитражка появилась в середине 90-х годов в образе своего предшественника – Tico. В 1994 году корейцы построили завод Daewoo в Узбекистане, где я и проживал, а уже в 1996 году продукция UzDaewooAuto массово заполонила местные дороги. Это были три модели: местная маршрутка Damas, привилегированная Nexia (купить ее могли лишь состоятельные узбеки), а также дешевый Tico (впрочем, и это авто было доступно только состоятельным людям). Низкий уровень благосостояния узбеков и, как следствие, невысокий покупательский спрос на машины привели к тому, что государство сначала закупило UzDaewoo для бюджетных организаций, а после раздаривало населению за различные заслуги. Главным подарком был Tico. Помню, как эта малолитражка подперла автобус. Устав ждать хозяина, пятеро мужчин подняли авто наглеца и перенесли его на другую сторону дороги. Узбеки пробовали наладить экспорт Tico в Россию, но малыш не прижился на нашем рынке. Именно на ее базе в 1998 году и был создан Matiz.
За свой внешний вид новый автомобиль должен быть благодарен компании Fiat, которая заказала дизайн-студии Джорджетто Джуджаро (в его послужном списке работа с Alfa Romeo, Bugatti, Lamborghini, Maserati, BMW, Audi и прочими, а так же награда «Автомобильный дизайнер века» и место в Зале автомобильной славы) разработку кузова и салона для концепт-кара Lucciola, который должен был заменить их модель Cinquecento. Работа известной студии не устроила итальянцев, и они отвергли ее. Однако проект не затерялся, и его приобрела Daewoo Motors. Так и начал зарождаться Matiz. От предшественника ему достался двигатель, трансмиссия и элементы подвески. Сначала он выпускался в Корее, в 1999 году лицензию получила Польша, в 1998 году Индия и Румыния, а в 2000 году он добрался до Узбекистана. Интересно, что Matiz не просто пережил переход компании под крыло General Motors, но и сохранил родную «фамилию» Daewoo.
На российском рынке бюджетная малолитражка появилась в 2005 году. Тогда базовая комплектация стоила порядка шести тысяч долларов (по среднему курсу того года – около 180 тысяч рублей). В полном «фарше» можно было приобрести за 10 тысяч долларов (выходит, что на сегодняшний день Matiz стоил бы более 600 тысяч рублей). Причем многие помнят комплектацию с автоматической коробкой передач. Вскоре она пропала, и спрос на машину стал снижаться. Однако за эти десять с небольшим лет Matiz стал первым и родным для многих отечественных автомобилистов. А как его любили женщины! Даме за рулем маленькой машины прощались любые шалости на дороге. Никто из нас и подумать не мог, что у автоледи был иной способ заполучить «Матиз», кроме как купить или выиграть в лотерею. И он идеально подходил для перевозки детей и дамских сумочек.
Что погубило Matiz? Официальной причины пока не огласили. Можно лишь строить предположения. Даже при цене от 314 тысяч рублей, узбекско-корейский автомобиль оставался самым доступным на российском рынке. Но спрос на него падал. Колебания рубля привели к тому, что за такие деньги россияне предпочитают поиск более интересных вариантов на вторичном авторынке. Еще одним фактом стал ребрендинг Daewoo в Ravon. А у него уже имеется собственная малолитражка R2. Хотя ранее компания хотела вернуть «Матизу» автоматическую коробку передач, добавить ГЛОНАСС, ABS и подушки безопасности.
К сожалению для российского рынка уход Ravon Matiz – это невосполнимая утрата. Наша страна потеряла самый дешевый и проверенный временем автомобиль. Мы будем помнить тебя.
Фото: Фото с сайта Wikipedia.org