Один за год копит неоплаченных штрафов на 140 000 рублей, другой схлопотал аж 10 лет лишения водительских прав, да еще и не помнит – сколько раз он уже успел отбыть административный арест. ГИБДД Челябинска продолжает выдергивать с дорог злостных нарушителей, а те – все равно садятся за руль. Так ли уж плоха в сложившейся ситуации перспектива лютого ужесточения наказания для нарушителей-рецидивистов?
Хронический коллекционер неоплаченных штрафов
Складывается ощущение, что для 28-летнего Сергея А. нарушение ПДД и общение с инспекторами – чуть ли не ежедневный ритуал и даже рутина. В очередной раз мужчина попался за рулем чужой Audi. Прав он никогда не получал, а значит, на дороге его быть в принципе не должно. Но, видимо, у Сергея мнение другое. Судя по информации от ГИБДД, он регулярно ездит на автомобиле и попадается инспекторам, однако штрафы не платит и в пешеходы переквалифицироваться не спешит.
«Остановив автомобиль и проверив документы водителя, мы установили, что он неоднократно, а именно – около 100 раз, привлекался к административной ответственности за нарушения ПДД. В том числе и по статье 12.7 ч. 1 КоАП РФ – управление транспортным средством лицом, не имеющим водительского удостоверения, – рассказал инспектор ДПС Дмитрий Швейкин. – В очередной раз в отношении него мы составили протокол по той же статье, а автомобиль, собственником которого задержанный мужчина не является, был отправлен на штрафстоянку».
Статья 12.7 КоАП РФ:
1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 15 000 рублей.
Добавим, что на деньги должен попасть и собственник автомобиля Audi, на котором ездил Сергей. Согласно части 3 той же статьи 12.7 КоАП, передача управления ТС лицу, не имеющему или лишенному прав, карается 30 000 рублей штрафа.
10 лет на своих двоих: бесправник до 2026-го
У 40-летнего Алексея Г. несколько иная ситуация. Права у него когда-то были. Но сейчас он их лишен за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. При этом мужчина все равно не перестает садиться за руль. На сегодняшний день срок его лишения прав растянулся аж по 2026 года. Он не раз попадался сотрудникам полиции за рулем пьяным и даже привлекался к уголовной ответственности по статье 264.1 УК РФ.
Статья 264.1 УК РФ:
управление ТС лицом, находящимся в состоянии опьянения, уже подвергнутым административному наказанию за управлением ТС в состоянии опьянения или за отказ от медосвидетельствования.
Причем по ней мужчина уже штрафовали на солидную сумму в 200 000 рублей и приговаривали к исправительным работам. И вот Алексей Г. опять за рулем.
Диалог нарушителя с сотрудником ГИБДД дает понять – мужчина не очень педантичен в соблюдении правил дорожного движения и наказания в виде ареста не особо боится:
– Подвергались уже аресту?
– Да.
– Сколько раз?
– Да я не помню уже.
В этот раз суд направил Алексея Г. на очередной административный арест. В камере мужчине предстоит провести следующие 10 суток.
Недостаток самодисциплины или наплевательство на закон?
Алексей и Сергей – яркие примеры недисциплинированных, хронических нарушителей, которых даже наказания не пугают. На запрет садиться за руль они не обращают внимания, штрафы не платят, а при общении с сотрудниками ГИБДД даже шутят над собственной безответственностью. Так Сергей при задержании заявил, что скоро у него юбилей – 50 раз ловят за езду без прав. Мы попросили психолога оценить поведение наших антигероев.
«Люди совершают проступки, правонарушения, преступления по нескольким причинам. Первая: они вообще не задумываются над своими действиями – об осознанности своих действий даже и речи не идет. Там где почти нет осознанности – большое количество спонтанных действий, которые часто идут во вред самому человеку и окружающим. Вторая: они не до конца понимают всю серьезность и последствия своих действий. Или еще, как вариант такой когнитивной ограниченности, – чувство собственной исключительности: это другие попадают под КАМАЗы и вылетают на встречку, разбиваясь всмятку, – а я молодец. Третья: чувство безнаказанности при совершении того или иного поступка. Тут уже вопрос в отношении к людям и в воспитании, которое получил человек, – разъясняет психолог Владимир Ильиных. – Как можно повлиять на таких людей? На мой взгляд, уж точно не психологическими методами. Ибо поздно – "дитяткам" уже много лет. Тут, скорее всего, вопрос к юристам. Необходимо совершенствовать практику правоприменения. Как вариант, после первого-второго серьезного нарушения ПДД сделать максимально ощутимое наказание».
Что депутаты готовят для «хроников»?
С рецидивистами, игнорирующими ПДД, депутаты предлагают бороться ужесточением ответственности. Только вот на откровенных нигилистов, вроде персонажей из данного материала, подобные меры должного эффекта явно не возымеют. Из последнего предлагается вот что:
Есть все предпосылки тому, что этот законопроект в итоге примут. Напомним, в рамках первого чтения за поправки проголосовали 403 депутата (40 были против и двое воздержались).
2. Наказание за опасное вождение.
Еще летом в ПДД появилось определение «Опасное вождение». Не за горой и введение административной ответственности за такое поведение. Изначально речь шла о лишении прав, однако позже разговор шел уже о денежном штрафе в размере 5 000 рублей. Каким в итоге окажется наказание за опасное вождение – покажет время.
3. Дорогой полис ОСАГО.
Повлиять рублем на хронических нарушителей предлагали даже страховщики. РСА выступал с инициативой ввести повышающие коэффициенты при покупке полисов ОСАГО.
«Если за допуск к управлению машиной злостного нарушителя ПДД автовладельцу придется платить за полис ОСАГО, например, в три раза больше, чем обычно, то количество таких водителей на дорогах уменьшится кратно», – считает глава РСА Игорь Юргенс.
Правда, пока эта инициатива заглохла – в сентябре Минфин опубликовал поправки к федеральному закону об ОСАГО, и ни слова о подорожании полиса для нарушителей там нет. Зато есть много всего другого. Если еще не успели, рекомендуем ознакомиться с нашим материалом «ОСАГО в натуре – автомобилисты без денег».
С одной стороны, все инициативы кажутся правильными. Но для таких персонажей, как Сергей и Алексей, работать они все также не будут. Оба водителя-нигилиста уже без прав, с солидными суммами штрафов, и все равно за рулем. В таком тяжелом случае метод, используемый в Белоруссии, не кажется таким уж страшным. Напомним, там уже два года у водителей, пойманных пьяными за рулем во второй раз, конфискуют автомобиль. Насовсем и в пользу государства, которое, в свою очередь, либо передает его в собственность государственных органов, либо продает с аукциона. При этом не имеет значения, кому принадлежит транспорт.
Что делать с водителями-нигилистами?
Фото: Фото Олега Каргаполова, видео отделения пропаганды БДД ГИБДД по г. Челябинску