Становление компании LAVR я видел своими глазами, и до сих пор удивляюсь, как из небольшого местного производителя автохимии компания превратилась в бренд, который хорошо известен по всей России, поставляет продукцию в страны СНГ, а скоро начнет и в дальнее зарубежье. Сохранив, кстати, челябинскую прописку. Накануне дня автомобилиста мы встретились с главой и сооснователем компании Алексеем Лавриком, чтобы узнать, как челябинской компании удалось бросить вызов мировым брендам.
– А что значит день автомобилиста для компании LAVR?
– У нас семья автомобилистов: мой отец, Александр Николаевич Лаврик, профессор автотракторного факультета ЮУрГУ, я сам закончил этот факультет. Мой брат автомобилист, моя супруга Елена – директор LAVR'a. Даже маленький сын, и тот с машинками не расстается. Поэтому день автомобилиста всегда был для нас семейным праздником, как семейным является и дело, которым мы занимаемся.
Компания LAVR была основана осенью, я не ручаюсь, что это произошло именно в последнее воскресенье октября, но как-то так повелось, что на второй или третий год существования мы стали отмечать день рождения компании в день автомобилиста.
– Как возникла компания LAVR?
– Родоначальником бренда стал мой отец. Он всю жизнь посвятил научной и практической работе: создавал двигатели, разрабатывал уникальные составы топлива для использования в условиях крайнего севера. Его опыт, его видение, его подходы определили философию компании. Мы сразу стали наукоемким производством, и сейчас ясно, что именно такой подход сработал.
А еще отец сделал одну спорную вещь, с которой мы имеем дело до сих пор. Он назвал компанию нашей фамилией, и это – колоссальная ответственность. Любая неудача будет отражаться не только на торговой марке LAVR, но на всей нашей фамилии, на семье, поэтому мы не можем позволить себе неудач.
– Что было первым продуктом?
Первой была промывка двигателя, которая сегодня известна, как 5-минутка LAVR. Ее выход стал своеобразной точкой отсчета для нашего бренда. Помню, первая упаковка была очень оригинальной – тара в форме двигателя. Смотрелась необычно.
– Я хорошо помню, как вы с отцом много экспериментировали с жидкостями для промывки инжекторов и раскоксовки, которые до сих пор составляют основу продуктовой линейки LAVR. Как вы «напали» на эту тему?
– В то время бурно развивался рынок автомобилей с впрыском бензина, все чаще в страну завозили дизельные легковушки, и появился устойчивый спрос на жидкости для промывки топливных систем и удаления отложений с цилиндро-поршневой группы. Было несколько импортных жидкостей для промывки, но с ними получилось интересно.
Чтобы понять, с кем мы собираемся конкурировать, мы проверили работоспособность импортных составов. И нас удивило, что они не работали. Не работали от слова «вообще». Мы стали разбираться, и оказалось, что если читать этикетку в оригинале на иностранном языке, эти жидкости предназначены для профилактики загрязнения мотора, а не его очистки, когда он «зарос». Фактически, под видом лекарства продавали витамины. И мы поняли, что рынок достаточно свободен, а спрос велик.
– А не было искушения закупать оптом какой-нибудь импортный состав и разливать его под своей маркой? Собственная разработка автохимии – дело наверняка более рискованное.
– Искушения не было, и его нет и сейчас. Мы хотели не просто создать еще один похожий продукт, мы хотели сделать состав с уникальными свойствами и чувствовали возможность этого достичь. Мы и сегодня, выбирая новое направление, будь то химия для автомойки или антигели для дизелей всегда ищем какую-то изюминку, которая давала бы нашим автомобилистам чуть больше, чем в среднем по рынку. Какое-то необычное, но полезное дополнительное свойство. Это возможно сделать, используя только высококачественные ингредиенты. Поэтому мы выбираем только сырье европейского качества.
Нам интересно работать со сложной и ответственной автохимией: именно в этой области мы чувствуем свою силу. Поэтому мы, например, отказались от прибыльной, но не наукоемкой темы крупнотоннажных поставок антифризов и электролитов. Это продукты сравнительно простые.
У нас есть своя лаборатория, и когда новый химик приходит и видит количество реактивов, которые оказываются в его распоряжении, он чувствует себя настоящим творцом.
Кстати, по этой причине мы ушли из сегмента дешевой автохимии, с которого начинали. В этом сегменте цена решает все, а качество может быть любым, и мы поняли, что это не наше. Мы делаем ставку именно на качество и конкурируем с мировыми лидерами – только так можно раскрыть свой потенциал.
Директор компании LAVR Елена Лаврик
– Компания LAVR начинает экспорт продукции в дальнее зарубежье. А когда вообще стало понятно, что вы в силах конкурировать с мировыми брендами?
– Если выбирать какую-то четкую дату, то в 2004 году после очередного рестайлинга мы поняли, что готовы бросить вызов любой компании в этом сегменте. Поводов для такой уверенности у нас было много: например, мы являемся, я думаю, единственной компанией из Челябинска, продукцию которой массово используют официальные дилерские центры стран СНГ, включая автосалоны премиальных брендов.
Мы участвовали в бесконечном количестве сравнительных тестов, которые подтверждали данные, полученные в наших собственных лабораториях. Кроме того, в России иномарки мало отличаются от тех, что продаются в Европе, поэтому мы изначально создаем автохимию под европейский уровень требований, но с учетом российских суровых условий эксплуатации.
И наши конкуренты – это в основном компании из-за границы, и могу с уверенностью сказать, что по многим параметрам наша автохимия превосходит импортную.
– У автохимии LAVR современная упаковка. Тара важна в этом бизнесе?
– На начальном этапе мы были зациклены исключительно на химии, а не упаковке или брендировании. Спрос на промывки LAVR возник сразу, но первое время я возил их в случайной, можно сказать, таре в автосервисы и на предприятия, и лишь потом мы осознали важность упаковки. Сегодня мы уделяем таре большое внимание, сами разрабатываем конструкцию и дизайн, и работаем только с лучшими поставщиками сырья и упаковки, потому что для автохимии очень важна стабильность и прочность тары при любых условиях.
То же касается логотипа: нынешняя его форма – уже четвертая, причем разработан он был несколько лет назад, но тогда мы не решились его использовать, он показался нам слишком смелым.
– У многих LAVR ассоциируется именно с жидкостями для промывки инжекторов, масляных систем, раскоксовки и так далее. Но, я вижу, ассортимент включает все мыслимые виды автохимии. Это потребность рынка?
– Когда мы начинали, у нас было пять продуктов. Я приезжал к владельцам торговых точек и сетей, выставлял на стол пять канистр, и они так скромно смотрелись. Владельцы смеялись, мол, посмотри, у нас полки ломятся, куда мы твои пять бутылочек поставим.
Тогда стало ясно, что для успешной работы нужен ассортимент, и мы стали осваивать новые ниши, искали, где есть спрос. И мы удивлялись, что спрос появлялся на самые неожиданные продукты: недавно мы выпустили средство для полировки пластиковых фар – спрос сумасшедший.
– А были продукты, которые в конечном итоге оказались неудачными?
– Конечно, например, мы экспериментировали с металлоплакирующими присадками, достаточно модная сейчас тема: залил в мотор и якобы улучшил сразу все показатели. По факту мы решили, что от них больше вреда, чем пользы, и не стали углубляться в эту тему. Был у нас прекрасный продукт: двухкомпонентный состав для удаления ржавчины и подготовки металла к покраске. После обработки поверхность металла выглядела, как арт-объект. Но на рынке было много дешевых аналогов, и это не та сфера, где люди переживают за безопасность и качество продукта. Потер – не помогло, да и ладно.
Мы сфокусированы на высокотехнологичных продуктах. Когда вы заливаете что-то в масляную систему или в бак автомобиля, вы в первую очередь думаете о том, чтобы автохимия не нанесла непоправимого вреда автомобилю. Вы уже не рискуете заливать непроверенный дешевый продукт, и вас интересует ответственность производителя за результат.
Компания LAVR активно сотрудничает с фондом «Искорка», который занимается помощью онкобольным детям, и приглашает неравнодушных челябинцев совместно поддержать благотворительную организацию.
– LAVR – федеральная компания, базирующаяся в Челябинске. Не было искушения перенести лабораторию и производства куда-нибудь... Скажем, в Москву или азиатские страны?
– Нет, никогда: наши лаборатории и производство находятся здесь, и мы не видим необходимости что-то менять.
В Челябинске есть дефицит кадров со знаниями и опытом в химическом производстве, поэтому нам пришлось стать кузницей кадров. Мы находим талантливых выпускников, мы проводим их дообучение.
Я очень горжусь, что в компании семейная атмосфера. Когда мы только начинали, коллектив вдохновлял мой отец. Теперь уже мы с Еленой (супругой) как родители вдохновляем коллектив на новые свершения. Мы работаем командой и делаем практически все самостоятельно: разработка продукта, испытание, разработка тары, брендирование, маркетинг – мы несем личную ответственность за все аспекты производства автохимии.
А Челябинск – это наша родина, я люблю этот город и хочу остаться здесь жить, поэтому не вижу ни одной причины переезжать куда-то.
– Скоро ударят морозы. Какие продукты можно рекомендовать в преддверии холодов?
– У нас обширная линейка зимней автохимии, например, размораживатель и антигель для дизелей, препараты для нейтрализации воды в топливе, быстрый старт для облегчения запуска и так далее.
Но я всегда говорю, что подготовка к зиме должна включать не только покупку «экстренной» автохимии, но также использование профилактической. Сейчас, пока нет холодов, можно купить препарат для раскоксовывания ML202 и пятиминутную промывку масляной системы, очиститель карбюратора и дросселя и провести все процедуры, чтобы зимой мотор заводился с полоборота.
– Над какими продуктами разработчики компании работают сейчас?
– На самом деле, это процесс непрерывный, и примерно 70% их усилий направлено на развитие существующих продуктов: мы ежедневно стараемся что-то в них улучшить.
Однако мы всегда ищем и новые подходы. Например, скоро выходит новое поколение нашего легендарного препарата для раскоксовывания двигателя, причем лучший на рынке и полюбившийся автолюбителям ML202, мы оставляем в производстве: многие оценили эффективность и доверяют ему. Ну и, конечно, ждите сюрпризов от LAVR к Новому году.
– Алексей, спасибо за интервью, и с наступающим днем автомобилиста!
– А я в свою очередь хотел поздравить челябинских автомобилистов с этим праздником, и пожелать им следующее: пусть будет здоровье, счастье, а главное – терпение. Сегодня наши дороги превратились в поле боя, поэтому больше уважайте, не подрезайте и пропускайте друг друга. Ровных дорог, надежных автомобилей и хороших поездок этой зимой!
Фото: Фото производителя