Повышенное внимание ГИБДД к автомобилям с газобалонным оборудованием (ГБО) создало большой спрос на процедуру его легализации. Оказалось, что сделать это в Челябинске можно, но долго, дорого и нервно. И все же другого пути нет. Как именно узаконить ГБО в Челябинске – читайте в нашем материале.
Почему ГБО стало «незаконным»?
С 1 января 2015 года вступил в силу технических регламент Таможенного союза, который определил новый порядок узаконивания автомобилей с изменениями конструкции, в том числе с ГБО. Некоторое время власти смотрели на вопрос сквозь пальцы, однако с июня 2016 года соблюдение нормативов стало проверяться в ходе спецрейдов ГИБДД.
«Некоторые автомобилисты еще в прошлые годы пытались узаконить ГБО, то есть внести отметки в паспорт технического средства, – рассказывает нам установщик ГБО Тимур Горов. – Однако в ГИБДД им отвечали, что это сложно и вообще не обязательно. Создавалась иллюзия, что те, кто установил ГБО до вступления в действие регламента, могут ездить спокойно. А с лета 2016 года начали затягивать гайки».
Неузаконенные переделки приравниваются к условиям, при которых запрещена эксплуатация, что влечет штраф 500 рублей (ч. 1, ст. 12.5 КоАП), но главное, водитель может быть отстранен от управления, автомобиль помещен на штраф-стоянку, а в отдельных случаях ГИБДД может приостановить регистрацию транспортного средства.
Для обнаружения баллона ГБО сотруднику ГИБДД как правило требуется процедура досмотра, которая подразумевает составление протокола и наличие двух понятных. Однако в ряде регионов сотрудники дежурят около пропан-бутановых заправок и выявляются нарушителей в «прямом эфире». Как сообщили нам в ГИБДД Челябинской области, массовых отловов владельцев легковых автомобилей с ГБО в области пока не проводилось, однако сотрудники ГИБДД работают по выявлению коммерческого транспорта с неузаконненными переделками.
Кроме того, отказать в продаже газа может администрация заправки, если на оборудование нет соответствующих документов.
Порядок легализации
Чтобы ГБО стало законным, соответствующие отметки должны быть внесены в регистрационные документы: паспорт технического средства (ПТС) и свидетельство о регистрации. Сама по себе процедура несложная и выполняется по заявлению в областном ГИБДД, но есть нюанс: в списке обязательных документов есть «Свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности» (сокращенно его называют ССКТС). А вот чтобы получить его, нужно пройти девять кругов бюрократического ада. Для удобства мы представили алгоритм действий в виде таблицы.
Как легализовать ГБО в Челябинске
Документы, обязательные на всех этапах: паспорт или другой документ, удостоверяющий личность; паспорт технического средства (ПТС), свидетельство о регистрации (СТС).
Нужно ли демонтировать ГБО?
Строго говоря, получать разрешение на переделку автомобиля нужно до самой процедуры, а не после, поэтому одно время на первую сверку в ГИБДД необходимо было приезжать с демонтированным оборудованием. Однако еще в прошлом году ГИБДД России разослала по регионам России рекомендацию не усердствовать с этим требованием. По нашей информации, в настоящий момент в Челябинской области демонтаж оборудования перед легализацией не требуется.
При этом фирмы-установщики ГБО сказали, что при оформлении все равно приходится заполнять документы таким образом, как будто оборудование ставится впервые: таковы формальные требования.
Кабинеты и очереди
Опрошенные нами автомобилисты жаловались на очереди в ГИБДД для подачи документов. Время работы соответствующих кабинетов – один-два дня в неделю по несколько часов, что вызывает столпотворения и затягивает процедуру.
«Когда подавал документы на Карпенко, оказался 364-й в очереди, – рассказывает автомобилист Сергей. – Физически стоит человек пятьдесят, но есть списки, и поскольку я заранее знал, что дело небыстрое, сразу занял очередь в списках. Примерно недели за две подал документы. В областном ГИБДД кабинет работает один день в неделю до обеда, если приехать к полудню, очереди как таковой нет, но и получить документы в этот день уже не успеешь, то есть все затягивается минимум на неделю. Я приехал к 6:30 утра и оказался десятый, поэтому успел с первого раза».
«Появление очередей объяснимо – в этом году мы столкнулись с десятикратным ростом числа автомобилистов, проводящих процедуру узаконивания ГБО, – рассказывает заместитель начальника отдела технического надзора УГИБДД ГУ МВД России Андрей Кузнецов. – Только в августе этого года было выдано свыше 2 тысяч разрешений. В ближайшее время получить ССКТС автомобилисты смогут в любом регистрационно-экзаменационном отделении (по области их 19), то есть заработает принцип одного окна: они будут получать разрешение на установку и получать итоговые документы по одному адресу. В любом случае, в настоящий момент волна уже пошла на спад».
Другой повод для жалоб: длительный срок рассмотрения документов на получение ССКТС.
«По закону на это дается месяц, – рассказывает владелец автомобиля с ГБО Егор. – Я подал документы в начале сентября, уже несколько раз узнавал – пока ничего. Люди ждут два-три месяца. Тут еще такая тонкость: разрешение на установку ГБО мы сдаем на техэкспертизу в ГИБДД, а значит, ездить с оборудованием все это время нельзя. То есть формально нужно ставить машину на стоянку и ждать завершения всех процедур».
Мифическая сертификация
Не меньше вопросов вызывает работа испытательных лабораторий (или филиалов): за два посещения автомобилист отдает в среднем 8000 рублей, а что получает взамен? Во время первого обращения за сумму порядка 4000 рублей ему выдают заключение, что автомобиль в принципе подходит для установки ГБО.
«Вот представьте: по городу ездит 10 000 одинаковых "газелей", – рассуждает установщик ГБО Тимур Горов. – Если ГБО можно ставить на одну из них, то, по логике, можно и на остальные. Но нет, на каждую машину нужно подавать документы и платить 4000 рублей просто за подтверждение факта, что машина пригодна для установки ГБО. Особенно смешно это выглядит в отношении машин, которые уже ездят с оборудованием. Фактически, за 4000 рублей они просто сравнивают марку и модель автомобиля со списком и выдают положительное заключение».
Во время второго обращения в лабораторию автомобилист сдает документы, включая комплект бумаг от установщиков ГБО, и получает заветный ССКТС, на основании которого в техпаспорт вносятся изменения. Но опять же физических испытаний ГБО на безопасность не производится: за 4000 рублей лаборатория фактически анализирует документы и делает внешний осмотр оборудования (при обращении по почте «исследуются» фотографии).
По сути, единственным гарантом качества были и остаются сами компании по установке ГБО, тогда как лаборатории и ГИБДД лишь изучают документы, предоставленные установщиками. Однако львиная доля времени и денег уходит именно на формальную часть.
«Как я вижу, единственной полезной процедурой является опрессовка баллона, – делится впечатлениями один из владельцев автомобилей с ГБО. – Но ее в любом случае по закону нужно проходить регулярно, раз в 2 года или 5 лет в зависимости от типа баллона. В остальном это чистая бюрократия».
А если как-нибудь?...
По нашим подсчетам, стоимость легализации ГБО в Челябинской области начинается от 12 тысяч рублей, хотя некоторые автомобилисты называли и большие суммы: 18–20 тысяч. Если заниматься регулярно, на все потребуется два-три месяца, в течение которых через ваши руки пройдет около 20 документов. А хуже всего элемент непредсказуемости: удастся сегодня подать документы или ждать еще неделю? И когда их вернут обратно?
Неудивительно, что город запестрил баннерами «Регистрация ГБО. Все виды услуг по переоборудованию». Мы позвонили в одну из таких компаний, где за 23 тысячи рублей нам предложили «легализацию под ключ». Из документов потребовался лишь паспорт и документы на автомобиль, а также сведения о ГБО, при этом сделать все взялись за две недели без отрыва от производства. Нам обещали вполне законный, заверенный всеми инстанциями ССКТС, после чего останется лишь внести изменения в регистрационные данные автомобиля.
Легализовать оборудование по закону пытается лишь один автомобилист из десяти: остальные сразу идут в «серые» фирмы. Да, получается дороже, но ненамного, а главное – нет нужды отпрашиваться с работы и стоять в очередях.
Какова технология «серой легализации» – можно только догадываться. Ожидающие своей очереди автомобилисты ворчат, что процедуру словно специально забюрократили до такой степени, чтобы загнать людей в офисы коммерсантов, которые делают нужные документы через свои каналы.
«На наш взгляд, подобные компании занимаются откровенным очковтирательством, – говорит установщик ГБО Тимур Горов. – Например, если баллон был в употреблении, ему нужна опрессовка. Так эти компании просто ставят в документах, что баллон новый и с действующей опрессовкой».
А хуже всего, что легализация, законная или серая, мало что гарантирует с точки зрения безопасности. А страдают от бюрократии в большей степени добросовестные установщики оборудования и их клиенты.
Фото: Фото Артура Исхакова