Продажи новых автомобилей в 2016 году оказались лучше многих прогнозов, однако рынок все равно сжался на 11% до 1,426 млн единиц (данные АЕБ). Для сравнения в рекордном 2012 году его объем составлял 2,935 млн – падение более чем двукратное. Тем не менее глава АЕБ Йорг Шрайбер заявил, что рынок находится в процессе «финального поиска дна».
55 тысяч проданных Vesta позволили АВТОВАЗу увеличить долю рынка
Ноябрь стал первым месяцем с положительной динамикой относительно прошлогодних результатов, но декабрь не смог выйти в плюс – продажи сократились на 1%. В любом случае это незначительное падение на фоне двухзначных цифр в середине года. Прогноз АЕБ на 2017 год – рост рынка на 4%.
Лидером продаж стала Lada, рыночная доля которой превзошла плановые 20% впервые за последние годы. При этом спрос на главный бестселлер – Granta – сократился на 32 тысячи автомобилей, за счет чего она уступила лидерство в модельном зачете.
Однако все, что потеряла «Гранта», АВТОВАЗ отыграл за счет Vesta – 55 тысяч реализованных машин и четвертое место в «абсолюте». Результат фактически соответствует производственным мощностям завода в Ижевске. Чуть хуже стартовал более дорогой X-Ray, но и он разошелся тиражом почти 20 тысяч единиц. В результате АВТОВАЗу удалось сохранить продажи марки Lada на уровне 2015 года, несмотря на серьезное падение интереса к традиционной продукции завода, в частности, Lada Kalina и Priora.
Hyundai Solaris – лидер продаж 2016
В модельном зачете лидерство осталось за Hyundai Solaris, и это первый прецедент, когда самой продаваемой моделью стала не Lada. Если учесть, что Solaris и KIA Rio являются де-факто одной моделью, их доминирование на рынке разгромно: почти 180 тысяч реализованных машин! Для сравнения это больше, чем общие продажи Renault, занимающей третью строчку в рейтинге самых популярных марок.
Hyundai удалось закрепиться на втором месте в зачете марок, чему способствовал и успех Creta: за полгода удалось продать более 20 тысяч кроссоверов. Тем не менее в годовом выражении продажи Hyundai снизились на 10%, почти столько же потеряла родственная KIA. По неофициальной информации, корейские марки придерживались стратегии захвата рыночной доли, продавая машины с существенным дисконтом относительно оптимальной цены, что привело к убыткам. Не исключено, что концепция изменится: после нового года Hyundai поднял стоимость Solaris, а новое поколение, продажи которого начнутся весной, вероятно, будет еще дороже.
Наибольшее падение продаж среди лидеров рынка – у Nissan (-23%) и Chevrolet (-39%). При этом ряд марок показал позитивную динамику, в частности, ГАЗ (+9%), УАЗ и SKODA (оба – +1%) и Ford (+10%).
В премиальном сегменте лидерство осталось за Mercedes-Benz, а наилучшую динамику продемонстрировали Lexus (+19%), Cadillac (+12%) и особенно Jaguar (+113%), которому помог выход первого кроссовера F-Pace.
Практически свернули продажи ушедшие из России марки – Opel, Seat, JAC, Great Wall, Acura, Alfa Romeo, Chrysler.
Из китайских брендов лидером стал Lifan, причем спрос вырос на 15%. Следом идут Chery и Geely.
Две бюджетные марки – Datsun и Ravon – пока не смогли завоевать значительную долю рынка. Так, продажи узбекского бренда Ravon (бывший Daewoo) составили 1811 машин за неполный год. Правда, налицо позитивная динамика, например, 499 автомобилей было реализовано в декабре 2016 года. Datsun удалось продать около 20 тысяч автомобилей, однако падение относительно прошлого года составило 41%.
Фото: Фото автора и Hyundai