После недавней публикации о «рентабельности» камер фотовидеофиксации министр общественной безопасности области Евгений Савченко не согласился с нашей расстановкой акцентов и в интервью 74.ru рассказал о причинах «спячки» десятков челябинских камер, отношении губернатора к штрафным деньгам и о том, научится ли техника распознавать преступников по лицам.
Наша справка
В Челябинской области есть две разновидности камер фотовидеофиксации нарушений ПДД. 32 комплекса относятся ОГКУ «Центр обработки вызовов "Безопасный регион"» (де-факто, принадлежит областной казне). С 2015 года им помогают комплексы видеофиксации коммерческих структур, работающих по госконтракту.
Три года госконтракты выигрывало ПАО «Ростелеком», установив в Челябинской области 45 стационарных объектов. В этом году поставщиком услуги стала нижегородская компания «АЭЛЬ-РТС Инижиниринг», которая с начала года монтирует собственные комплексы в новых местах (сейчас по области их 30). Ростелекомовские камеры находятся в «спячке», а новые вступают в работу неспешно, что особенно заметно в Челябинске: если на конец прошлого года в городе в сумме было 57 комплексов, то сейчас — 34. В чём был смысл рокировки?
Ущербная схема
— Схему с привлечением коммерческих структур к фотовидеофиксации нарушений стационарными камерами я считаю ущербной, — объясняет Евгений Савченко. — Она не гарантирует долгосрочный контроль над стратегическими рубежами, потому что контракт заключается на год. Но и для нас она несёт риски, которые мы наглядно увидели в этом году. Требования 44-ФЗ (закона о госзакупках. — Прим. ред.) никто не отменял, и при смене поставщика услуг мы теряем контроль над рубежами, которые принадлежат предыдущему поставщику. После завершения контракта трансляция видеопотока с коммерческих камер прекращается, потому что бюджет перестает оплачивать услугу.
Почему невозможны длительные контракты
— В ряде регионов, например, Курганской области, подобные контракты заключают на два–три года. В Челябинской области более жёсткие требования: бюджетные лимиты для оказания услуг определяются только на год.
В первой половине года был «паралич» системы видеофиксации Челябинска?
— Это не вполне верно. Во-первых, видеосистемы ОГКУ «Центр обработки вызовов "Безопасный регион"» работали в полную силу. Во-вторых, контракт с новой компанией предусматривал те же самые временные рамки, что и в прошлые годы. Пусть с нарушением сроков, за что мы выставили претензии, штрафы и пеню, с 5 апреля в области заработали 30 коммерческих передвижных комплексов, с мая — 30 стационарных постов. За шесть месяцев 2017 года полицией было выписано 276 тысяч постановлений по информации, переданных от комплексов фотовидеофиксации. На 25 июня этого года таких постановлений чуть более 206 тысяч.
Зачем понадобились «коммерческие» камеры
— В 2015 году я ещё не работал в министерстве, но знаю доводы сторонников такого подхода. Пётр Сумин передавал область Михаилу Юревичу с многомиллиардным профицитом бюджета, а Юревич передавал её Борису Дубровскому с многомиллиардным дефицитом, часть из которых была долгами коммерческим банкам под высокий процент, с которыми удалось рассчитаться только в прошлом году. В этих условиях в бюджете просто не было свободных средств на обустройство стационарных постов. Поэтому наряду с собственными системами стали использовать возможности 44-ФЗ для привлечения коммерческих систем автоматической фиксации нарушений.
Как должно быть
— Мы пересматриваем этот подход. Наша цель — развивать комплексы фотовидеофиксации нарушений, которые принадлежат бюджету и полностью работоспособны.
Стационарные рубежи фотовидеофиксации нужны не столько для фиксации нарушений ПДД: люди ведь не мазохисты, чтобы из года в год нарушать под камерами. Главное — это контроль над стратегическими рубежами области, включая Челябинск, которые сложно миновать преступникам и террористам. Ежегодно десятки преступлений раскрываются благодаря системам виденаблюдения, и для нас важно, чтобы на стратегических направлениях камеры работали без перебоя.
В собственность областной казны стационарные посты видеонаблюдения от полиции начали принимать в 2014 году. Из них в рабочем состоянии оказалось меньше половины. Губернатор поставил задачу обеспечить работоспособность 95% комплексов, на текущий момент в рабочем состоянии 98% объектов.
Сколько стоит обслуживание камер
— В прошлом году мы потратили 204 миллиона рублей на оплату контракта на предоставление комплексной услуги по фотовидеофиксации. Причём эта сумма также включала общие почтовые расходы. На содержание ЦОВ «Безопасный регион» ушло 47 миллионов рублей, но он работает не только с камерами фотовидеофиксации: у них много функций, включая систему экстренных вызовов 112.
В этом году впервые контракт с коммерческой структурой имеет дифференцированную цену: 211 рублей для превышения скорости и 461 рубль для прочих нарушений, например, проезда на запрещающий сигнал светофора.
В некоторых регионах платят за переданный трафик, даже если нарушения не было. Мы платим только за материалы, по которым выписано постановление.
По моим оценкам, наши собственные затраты на комплексы фотовидеофиксации ниже, чем у коммерческих структур. Правда, некоторые оспаривают мои расчёты, но пусть это будет на их совести.
В 2018 году Челябинск получит 50 новых стационарных комплексов фотовидеофиксации
— В текущем году мы надеемся повести конкурс и приобрести в собственность областной казны до 50 стационарных комплексов. Как я говорил, на ключевых точках мы хотим иметь системы, полностью подконтрольные нам и работающие без пауз.
Располагаться они будут в Челябинске: на ближайшие два года фокус внимания сместился на столицу региона из-за саммитов ШОС и БРИКС. За это время мы намерены закупить и обустроить до 100 стационарных постов на стратегических рубежах города.
Коммерсантам — «треноги»
— В следующем году мы намерены инициировать проведение конкурсов на оказание услуг фиксации нарушений ПДД передвижными комплексами. Использование стационарных постов будет правом исполнителя, но не обязанностью.
Кстати, в этом году мы реорганизовали работу по передвижным комплексам, разбив Челябинскую область на три зоны и обязав исполнителя выделить на каждую зону минимум по 10 комплексов. Так удалось победить старую проблему, когда камеры концентрируют на «рыбных» местах близ Челябинска.
Интегрируй это
— Бюджет не позволяет повесить камеру фотовидеофиксации на каждый дом, поэтому мы делаем акцент на наиболее важных перекрёстках и магистралях. Но при создании аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» мы предлагаем сотрудничество коммерческим структурам на правах так называемого интегратора. Например, торгово-развлекательные комплексы обязаны иметь систему видеофиксации в рамках антитеррористических мероприятий, и мы предлагаем им подключаться к нашей системе, что позволяет оперативно обмениваться информацией и эффективнее бороться с угонами автотранспорта или другими преступлениями. Мы советуем при проектировании таких объектов проконсультироваться с нами, чтобы системы видеонаблюдения были совместимы — это облегчает взаимодействие.
Есть ли способ вернуть камеры «Ростелекома» в работу?
— Нет. Если мы объявим торги, указав рубежи только «Ростелекома», они не состоятся — это противоречит антимонопольному законодательству.
Сколько зарабатывают камеры
— В прошлом году поступления в областной бюджет от постановлений, оформленных по материалам камер, составили 624 миллиона рублей. Из них 564 миллиона пришлось на камеры «Ростелекома». Мы не скрываем эту информацию, но сама постановка вопроса в корне не верна. Губернатор как промышленник вообще не воспринимает штрафы как способ пополнения бюджета. Губернатора в первую очередь интересует безопасность людей.
Я подчеркну два аспекта. Во-первых, даже «штрафные» камеры имеют двойное назначение и позволяют раскрывать преступления и контролировать общественный порядок. Во-вторых, расстановку камер определяет ГИБДД, и выбирают исключительно места повышенной аварийности. Если оператор самовольно встанет на «хлебное» место, ГИБДД будет первой инстанцией, которая накажет его в рамках своих полномочий, а потом сообщит нам, чтоб мы также могли применить к нарушителям контракта санкции.
Доходы от камер — второстепенная тема. Мы понимаем, что безопасность на дорогах зависит и от качества асфальта, и от разметки, и от поведения самих водителей, но и от наличия камер тоже. Для нас это приоритет.
Плана по нарушениям не существует
— В предыдущие годы мы никогда не выбирали лимиты по контрактам с коммерческими структурами, то есть мы не гонимся за количеством штрафов.
О распределении штрафных денег
— В этом году они идут в областной бюджет, в следующем с большой вероятностью будут поступать исключительно в областной дорожный фонд.
Могут ли камеры распознавать лица?
— Я слышал много хотелок на эту тему и видел много презентаций. Есть более-менее рабочие решения. Но сертифицированной и опробованной системы, которую не сбивает с толку ни очки, ни борода, ни набитые щёки, пока нет. Поэтому сегодня мы сосредоточены на контроле общественного порядка и автомобильных нарушениях.
Будут ли камеры штрафовать за отсутствие полиса ОСАГО?
— На федеральном уровне такая система разрабатывается, но есть проблемы, например, задержки при поступлении информации в базу данных страховщиков. Это создаёт риски наказать человека, который купил полис недавно. Я думаю, это решаемый вопрос.
Будет ли ГИБДД отстранена от оформления «автоматических» штрафов?
— Эта тема активно обсуждается, и эксперимент начнётся в Москве, а в 2019–2020 году будет распространён на всю страну. Это добавит нам головной боли — потребуется штат юристов для работы с жалобами, а также жёсткий антикоррупционный контроль сотрудников. Вероятно, должностные лица будут оформлять протокол, а выносить постановление — мировые судьи. Конкретики в этом вопросе пока нет, и дебаты в Госдуме и Совете Федерации будут жаркими.
Фотовидеофиксация нарушений — лишь вершина айсберга
— Мы создаём аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», и эта тема гораздо шире камер видеофиксации. Это система мониторинга и управления рисками, которая завязана на множество датчиков и камер, которые фиксируют не только дороги, но и экологическую, метеорологическую, криминальную обстановку. В идеале мы должны создать нервную систему, которая контролирует порядок в современном мегаполисе.
Артём Краснов