На АВТОВАЗЕ завершается доводка новой автоматической трансмиссии — вариатора. Мы разобрались, что это будет за коробка и лучше ли она «автоматов», которые отечественный производитель предлагает сейчас.
Проблема назрела давно. В России «автоматы» востребованы больше, чем «механика», и по итогам августа доля первых достигла 55%. Но АВТОВАЗ тут в роли догоняющего — у него этот показатель едва превышает 8%.
В арсенале завода два типа автоматических трансмиссий, но оба вызывают настороженность покупателей. Четырехступенчатый «автомат» Jatco JF414E ведет родословную еще с конца 80-х. Несмотря на многократные апдейты, ощущается он весьма старомодным, съедая и без того не рекордную динамику разгона «Лад».
В 2014 году АВТОВАЗ представил собственный «робот» на базе пятиступенчатой механики. Коробка получилась недорогой: прибавка в цене составляет лишь 25 тысяч рублей, тогда как «автомат» Jatco требует доплаты примерно 40 тысяч. К тому же «роботы» достаточно экономичны: если вычесть из уравнения расходы на гидропривод, они работают как механические трансмиссии.
Но есть и минусы. Как и все «роботы» с одним сцеплением, вазовский агрегат отличается паузами в переключениях. Завод регулярно обновляет прошивки, и последняя версия появилась на рестайлинговых Lada Granta вместе со спортивным режимом переключения.
Почти все «роботы» страдают от детских болячек, которых не избежала и Lada: например, владельцы «роботизированных» Vesta жаловались на проблемы со сцеплением.
Поэтому и статистика пока не в пользу таких коробок: например, сегодня лишь 5% Granta выпускаются с гидромеханическим автоматом, а с «роботом» еще меньше — чуть более 1%. Vesta с «роботом» выбирает один клиент из десяти.
А между тем конкуренты той же Vesta предлагают современные шестиступенчатые «автоматы», которые есть в арсенале KIA Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo.
Почему такой «автомат» не использует АВТОВАЗ? Потому что готового агрегата нет, а его разработка с чистого листа ради нескольких моделей — удовольствие слишком дорогое. У того же альянса Hyundai-KIA шестиступенчатый автомат ставится на десятки машин, и младшим моделям достался с «братского плеча».
Кстати, АВТОВАЗ уже выступал с идеей объединить усилия российских автосборщиков и построить унифицированный шеститиступенчатый «автомат», который подходил бы и к «Весте», и к условному «Солярису». Иностранные концерны идею не поддержали.
Тем более альянс Renault-Nissan, которому принадлежит АВТОВАЗ, давно использует вариаторы. Сейчас такую коробку приспосабливают для некоторых модификаций Renault Logan вместо архаичного четырехступенчатого «автомата», наследника проблемной коробки DP0. Так что установка вариатора на Vesta была, скорее, вопросом времени.
АВТОВАЗ не раскрывает подробностей о новом вариаторе, но с большой вероятностью это будет коробка Jatco JF015E (CVT-7), хорошо знакомая по другим моделям альянса Renault-Nissan, например, Kaptur, Juke и Qashqai. Кстати, помимо вариаторной части у неё есть и двухступенчатая гидромеханическая коробка, то есть формально это гибрид вариатора и «автомата».
До сих пор этот вариатор сочетался с «ниссановскими» моторами, включая H4M российской сборки. На АВТОВАЗе его наверняка приспособят под работу с собственными двигателями объемом 1,6 и 1,8 литра, в первую очередь, для Lada X-Ray и Vesta.
Мы пробовали вариатор Jatco JF015E на нескольких моделях Renault и Nissan, и ездовые впечатления от него неплохие. Он не держит двигатель на постоянных оборотах, как вариаторы первых поколений, которые создавали «эффект троллейбуса»: двигатель воет, а машина как будто не разгоняется. Большую часть времени вариатор Jatco имитирует работу обычной гидромеханической трансмиссии: пока едешь спокойно, частота двигателя колеблется в диапазоне 1500–3000 об/мин, но чем интенсивнее давишь на газ, тем сильнее раскручивается мотор. В целом он довольно интуитивен.
И достаточно экономичен: например, Nissan Qashqai с механической шестиступенчатой коробкой и вариатором имеют одинаковый паспортный расход топлива. Спасибо гибридной конструкции, которая обеспечила очень большой динамический диапазон — соотношение максимального и минимального передаточного чисел 7,27 единицы. Это больше, чем у некоторых «механик».
Минусы? Вариатор скрадывает динамику разгона, например, у Renault Kaptur эта коробка «съедает» полсекунды в разгоне до 100 км/час, а у Nissan Qashqai — две секунды. В последнем случае виноват не только сам вариатор, но и необходимость снижать крутящий момент мотора, потому что потолок для Jatco JF015E — 170–180 Н*м.
Но даже не это главное. Вариатор является довольно сложным узлом, и, например, стоимость его замены для Nissan Qashqai превышает 400 тысяч рублей! При этом поломки вариаторов JF015E — не редкость. Тот же стальной ремень имеет ресурс 120–150 тысяч километров, а еще раньше может потребовать внимания гидравлическая часть. Как минимум, вариатор требует обслуживания и периодической диагностики, а еще не любит агрессивной езды, особенно в непрогретом состоянии.
Впрочем, насколько надежной окажется вазовская версия вариатора, судить рано. Но для АВТОВАЗа проблемой будет имидж вариаторов как таковых: в России к ним прочно приклеилась репутация одного из самых проблемных типов автоматической трансмиссии. И заводу потребуется делом доказать надежность новой коробки, чтобы отвлечь аудиторию от конкурентов с гидромеханическими автоматами.
Какой тип коробки передач вы предпочитаете?
Что нового у АВТОВАЗа?
Недавно обновил Lada Granta, объединив её с Kalina. Летом вышла Lada Vesta Cross с увеличенным дорожным просветом. А ещё раньше на рынок выпустили универсал Lada Vesta SW. А вот на что жаловались первые владельцы Lada Vesta.
Если вы столкнулись с проблемой, связанной с автомобилями, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона.