Испытателем военных машин Юрий Найман стал в возрасте 23 лет, и сейчас, три года спустя, остаётся самым молодым тест-пилотом автозавода «Урал». Кто-то назовёт его занятие профессией мечты, другие увидят больше недостатков. О плюсах и минусах езды на экспериментальной технике Юрий рассказал 74.ru.
Как стать испытателем
В какой-то мере судьба Юрия была предопределена: его отец Владимир работал водителем-испытателем автозавода «Урал» 30 лет и завершил карьеру лишь недавно. Помимо тестов Найман-старший успешно участвовал в международных соревнованиях по трак-триалу, объездив практически всю Европу.
— Я не помню, когда первый раз сел за руль, наверняка поначалу ездил на коленях отца, — смеётся Юрий. — К концу школы я уже умел водить грузовик, но ездить полноценно научился лишь в 18 лет после автошколы.
Юрий получил высшее инженерное образование, но пойти по стопам отца сразу не удалось: год он проработал механиком в гараже МВД, ещё год — на самом УралАЗе, и только затем получил работу, к которой стремился.
— Технические навыки для испытателя всё равно важны, поэтому эти два года прошли не зря, — считает он.
На что похожи будни тест-пилота
— Если мы не в поездках, то работа выглядит достаточно рутинной, — объясняет Юрий. — Например, на автомобиле с экспериментальными узлами нужно проехать тысячу километров по грунтовым дорогам, соблюдая определённый режим. График работы вполне традиционный: с восьми утра до пяти вечера. Конечно, тысячу километров проезжают не за смену. Иногда занимаемся ремонтом или обслуживанием техники.
Тяжела ли работа испытателя физически?
— Сейчас грузовая техника имеет усилители руля, поэтому главная проблема, наверное, в другом: у автомобилей вроде «Тайфуна» очень большие габариты, длинный капот, длинная задняя часть. Те, кто не имеет привычки ездить на них, первое время теряются за рулём. Особенно если машина гружёная и с прицепом.
Кстати, у испытателей и гонщиков есть ряд профессиональных заболеваний: особая нагрузка приходится на позвоночник.
Вывесить и посмотреть
Ходовым испытаниям подвергают не только автомобили, но и новые агрегаты, например коробки передач, двигатели, системы выхлопа.
— Сценарии совершенно разные: например, инженеры могут проверять артикуляцию подвески, — рассказывает Юрий. — Тогда я заезжаю на препятствие, вывешиваю автомобиль по диагонали, инженер смотрит, как именно срабатывает подвеска. Есть испытания на шум или на тепловые излучения, при которых нужно ехать с определённой скоростью и на заданных оборотах.
Испытывают готовые машины на полигонах, а также на асфальтовых и грунтовых дорогах. Но самое интересное — это экспедиции в экстремальных условиях.
На Эльбрус проще подниматься, чем спускаться
Военные «Уралы» проходят испытания высокогорьем, и Юрий принимал участие в двух восхождениях на Эльбрус до отметки 4000 метров.
— Регулярных дорог на такой высоте уже нет: местная техника так высоко не заезжает, — вспоминает Юрий. — Мы двигались в гору по снегу, что очень сильно нагружало моторы: в таких условиях всегда есть риск перегреть их. Нам нужно было закрепиться на этой отметке, переночевать и спуститься обратно, что мы и сделали.
Оказалось, что спуск гораздо опаснее подъёма.
— Сцепление было почти нулевым, машины просто не держались на склоне и съезжали с него, как на салазках, — рассказывает Юрий. — Мы старались держать безопасную дистанцию, но всё равно была пара страшных моментов, когда приходилось буквально орать в рацию, что автомобиль соскальзывает вниз.
В горах есть и другая проблема — разреженный воздух.
— Мы проходили акклиматизацию в течение недели, но один водитель прибыл позже и через пару дней поехал с нами. На полпути у него началась «горняшка», то есть горная болезнь: головокружение, тошнота. Пришлось возвращать его в базовый лагерь.
Следы глобального потепления
Армия уделяет всё больше внимания автомобилям, приспособленным к арктическим условиям, поэтому часть испытаний автозавод «Урал» проводит на Крайнем Севере.
Одна из памятных поездок — к вахтовому поселку Варандей на берегу Печорского моря. Правда, подвела погода.
— Мы ехали за экстремальными морозами. Например, отец у меня как-то участвовал в испытаниях при –55 градусах, — рассказывает Юрий. — Но у Варандея нам не повезло: температура не опускалась ниже 20 градусов. На Урале в те дни было холоднее.
Впрочем, шансы попасть не только за Полярный круг, но и на полюс у Юрия есть: испытания техники в экстремальных условиях проводят регулярно.
Пытка влажностью
Недавно Юрий вернулся из Индонезии, где участвовал в «выездном тест-драйве» на капотном «Урале-43206», оснащённом системой кондиционирования. И, кстати, с правым рулем.
— Это экстрим другого рода: температура под 40 градусов и высокая влажность, — рассказывает он. — Но трасса, которую подготовили организаторы, оказалась слишком простой для «Урала», поэтому я накатал по джунглям новую. В том числе сделал брод через реку, чтобы было веселее.
Помимо экспедиций и заграничных командировок работа испытателя предполагает много разъездов по стране. Немало испытаний автозавод «Урал» проводит в подмосковных Бронницах.
Для поддержания формы — автоспорт
Юрий гоняет в любительских авторалли, сам организует ледовые гонки в родном Миассе, а из экзотических видов принимает участие в военных ралли. Это разновидность армейских игр наряду с танковым биатлоном.
— В этом году в Хакасии я участвовал в военных ралли на двухосном грузовике «Урал» в гражданской версии, поэтому вне зачёта, — говорит Юрий. — Но приехали мы первыми.
Профессия испытателя, говорит он, требует большого желания и любви к технике. С точки зрения офисного работника в ней больше минусов: экстремальные нагрузки, нештатные ситуации, необходимость работать и за водителя, и за механика. Зато она открывает возможность увидеть самые труднодоступные уголки мира и проверить не только технику, но и себя.
«Тайфун-У» был показан ещё в 2015 году во время военного смотра в Нижнем Тагиле. Для экспедиций в экстремальных условиях используют и конверсионную гусеничную технику, например великолепный «Витязь» ДТ-30П. Для северных вояжей на Урале строят плавающие колесные вездеходы «Бурлак». Сезон 2018 года сложился очень удачно для нескольких челябинских гонщиков, среди которые теперь есть и чемпионы Европы.
Если вы знакомы с необычными людьми, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона.