RU74
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Челябинске
Погода-6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -9

0 м/c,

747мм 93%
Подробнее
0 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Авто истории «В гору проще, чем с горы»: южноуральский тест-пилот рассказал, где и как испытывают военные машины

«В гору проще, чем с горы»: южноуральский тест-пилот рассказал, где и как испытывают военные машины

В 26 лет него за плечами вылазки за Полярный круг, гонки по джунглям и участие в военных ралли

Юрий Найман тестирует гражданские и военные грузовики автозавода «Урал». На фоне — бронированный «Тайфун-У»

Испытателем военных машин Юрий Найман стал в возрасте 23 лет, и сейчас, три года спустя, остаётся самым молодым тест-пилотом автозавода «Урал». Кто-то назовёт его занятие профессией мечты, другие увидят больше недостатков. О плюсах и минусах езды на экспериментальной технике Юрий рассказал 74.ru.

Будни Юрия: под Астраханью нужно одолеть участок, напоминающий пустыню Сахару

Как стать испытателем


В какой-то мере судьба Юрия была предопределена: его отец Владимир работал водителем-испытателем автозавода «Урал» 30 лет и завершил карьеру лишь недавно. Помимо тестов Найман-старший успешно участвовал в международных соревнованиях по трак-триалу, объездив практически всю Европу.

На Юрия наше внимание обратил военный фотограф Алексей Китаев, который ездил с ним в несколько экспедиций. Алексея впечатлило, что молодому парню доверяют серьёзную экспериментальную технику и он здорово справляется

— Я не помню, когда первый раз сел за руль, наверняка поначалу ездил на коленях отца, — смеётся Юрий. — К концу школы я уже умел водить грузовик, но ездить полноценно научился лишь в 18 лет после автошколы.

Юрий получил высшее инженерное образование, но пойти по стопам отца сразу не удалось: год он проработал механиком в гараже МВД, ещё год — на самом УралАЗе, и только затем получил работу, к которой стремился.

— Технические навыки для испытателя всё равно важны, поэтому эти два года прошли не зря, — считает он.

Испытатель должен как пять пальцев знать автомобиль и следить за его состоянием

На что похожи будни тест-пилота


— Если мы не в поездках, то работа выглядит достаточно рутинной, — объясняет Юрий. — Например, на автомобиле с экспериментальными узлами нужно проехать тысячу километров по грунтовым дорогам, соблюдая определённый режим. График работы вполне традиционный: с восьми утра до пяти вечера. Конечно, тысячу километров проезжают не за смену. Иногда занимаемся ремонтом или обслуживанием техники.

Помимо самой рулёжки, испытатели то и дело сталкиваются с нештатными ситуациями, когда поломку нужно устранить быстро и подручными средствами

Тяжела ли работа испытателя физически?

— Сейчас грузовая техника имеет усилители руля, поэтому главная проблема, наверное, в другом: у автомобилей вроде «Тайфуна» очень большие габариты, длинный капот, длинная задняя часть. Те, кто не имеет привычки ездить на них, первое время теряются за рулём. Особенно если машина гружёная и с прицепом.

Кстати, у испытателей и гонщиков есть ряд профессиональных заболеваний: особая нагрузка приходится на позвоночник.

«Тайфун-У» — очень сложный грузовик с регулируемой подвеской, бронированным кузовом и дизелем мощностью 450 л. с. Боевая масса составляет почти 25 тонн — как у гружёной фуры

Вывесить и посмотреть


Ходовым испытаниям подвергают не только автомобили, но и новые агрегаты, например коробки передач, двигатели, системы выхлопа.

— Сценарии совершенно разные: например, инженеры могут проверять артикуляцию подвески, — рассказывает Юрий. — Тогда я заезжаю на препятствие, вывешиваю автомобиль по диагонали, инженер смотрит, как именно срабатывает подвеска. Есть испытания на шум или на тепловые излучения, при которых нужно ехать с определённой скоростью и на заданных оборотах.

Тесты проходят в разных режимах: где-то проверяют конкретные решения, где-то испытывают машину целиком

Испытывают готовые машины на полигонах, а также на асфальтовых и грунтовых дорогах. Но самое интересное — это экспедиции в экстремальных условиях.

Юрий во время одной из двух экспедиций на Эльбрус

На Эльбрус проще подниматься, чем спускаться


Военные «Уралы» проходят испытания высокогорьем, и Юрий принимал участие в двух восхождениях на Эльбрус до отметки 4000 метров.

— Регулярных дорог на такой высоте уже нет: местная техника так высоко не заезжает, — вспоминает Юрий. — Мы двигались в гору по снегу, что очень сильно нагружало моторы: в таких условиях всегда есть риск перегреть их. Нам нужно было закрепиться на этой отметке, переночевать и спуститься обратно, что мы и сделали.

Дороги в Приэльбрусье опасны не только рельефом, но и непредсказуемым покрытием с острыми камнями. От водителя требуется хорошее чувство габаритов

Оказалось, что спуск гораздо опаснее подъёма.

— Сцепление было почти нулевым, машины просто не держались на склоне и съезжали с него, как на салазках, — рассказывает Юрий. — Мы старались держать безопасную дистанцию, но всё равно была пара страшных моментов, когда приходилось буквально орать в рацию, что автомобиль соскальзывает вниз.

В горах есть и другая проблема — разреженный воздух.

— Мы проходили акклиматизацию в течение недели, но один водитель прибыл позже и через пару дней поехал с нами. На полпути у него началась «горняшка», то есть горная болезнь: головокружение, тошнота. Пришлось возвращать его в базовый лагерь.

Ремонт «Торнадо» в экспедиции к поселку Варандей

Следы глобального потепления


Армия уделяет всё больше внимания автомобилям, приспособленным к арктическим условиям, поэтому часть испытаний автозавод «Урал» проводит на Крайнем Севере.

Одна из памятных поездок — к вахтовому поселку Варандей на берегу Печорского моря. Правда, подвела погода.

Юрий и его Урал-4320 ХЛ на берегах Печорского моря. Автомобиль подготовлен для экстремально низких температур

— Мы ехали за экстремальными морозами. Например, отец у меня как-то участвовал в испытаниях при –55 градусах, — рассказывает Юрий. — Но у Варандея нам не повезло: температура не опускалась ниже 20 градусов. На Урале в те дни было холоднее.

Впрочем, шансы попасть не только за Полярный круг, но и на полюс у Юрия есть: испытания техники в экстремальных условиях проводят регулярно.

Испытания почти всегда проходят в тяжёлых условиях, поэтому водители должны быть готовы к походному образу жизни

Пытка влажностью


Недавно Юрий вернулся из Индонезии, где участвовал в «выездном тест-драйве» на капотном «Урале-43206», оснащённом системой кондиционирования. И, кстати, с правым рулем.

— Это экстрим другого рода: температура под 40 градусов и высокая влажность, — рассказывает он. — Но трасса, которую подготовили организаторы, оказалась слишком простой для «Урала», поэтому я накатал по джунглям новую. В том числе сделал брод через реку, чтобы было веселее.

Полигонные испытания в грязевой ванне

Помимо экспедиций и заграничных командировок работа испытателя предполагает много разъездов по стране. Немало испытаний автозавод «Урал» проводит в подмосковных Бронницах.

Для поддержания формы — автоспорт


Юрий гоняет в любительских авторалли, сам организует ледовые гонки в родном Миассе, а из экзотических видов принимает участие в военных ралли. Это разновидность армейских игр наряду с танковым биатлоном.

— В этом году в Хакасии я участвовал в военных ралли на двухосном грузовике «Урал» в гражданской версии, поэтому вне зачёта, — говорит Юрий. — Но приехали мы первыми.

Работа требует полной самоотдачи

Профессия испытателя, говорит он, требует большого желания и любви к технике. С точки зрения офисного работника в ней больше минусов: экстремальные нагрузки, нештатные ситуации, необходимость работать и за водителя, и за механика. Зато она открывает возможность увидеть самые труднодоступные уголки мира и проверить не только технику, но и себя.

«Тайфун-У» был показан ещё в 2015 году во время военного смотра в Нижнем Тагиле. Для экспедиций в экстремальных условиях используют и конверсионную гусеничную технику, например великолепный «Витязь» ДТ-30П. Для северных вояжей на Урале строят плавающие колесные вездеходы «Бурлак». Сезон 2018 года сложился очень удачно для нескольких челябинских гонщиков, среди которые теперь есть и чемпионы Европы.

Если вы знакомы с необычными людьми, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
33
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Не ездишь в автобусах — выписан из министров»: невеселые мысли журналиста 74.RU о поездках на общественном транспорте
Анонимное мнение
Мнение
«По факту штрафы вырастут вдвое». Автожурналист — о сборах в бюджет за счет нового КоАП
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления