Автомобилист Аркадий пожаловался в редакцию 74.ru на автомобилистов, которые разворачиваются в Челябинске так, что «затыкают» перекрёсток. Мы адресовали вопрос эксперту: как совершить маневр, чтобы не злить остальных?
В качестве примера Аркадий привёл участок Молодогвардейцев — Кашириных, где идущие на разворот водители часто не выезжают на сам перекрёсток, а совершают его по так называемому малому радиусу.
— В итоге они держат весь ряд, и вместо трёх–пяти автомобилей за цикл светофора проезжает один, да и тот не всегда успевает завершить маневр до включения красного, — сетует Аркадий, настаивая, что разворот нужно совершать через центр перекрёстка.
Нужно ли при развороте обязательно выезжать к центру перекрёстка?
А как по правилам?
— Траектория разворота на перекрёстках правилами не оговаривается, за исключением известных ограничений вроде запрета разворота на пешеходных переходах, — комментирует автоэксперт Юрий Панченко. — Поэтому те, кто выполняет его по малому радиусу, не захватывая центр перекрёстка, в принципе имеют на это право.
Но такой маневр в самом деле ограничивает пропускную способность левого ряда, поэтому есть приверженцы разворотов через центры перекрёстка.
— Многие инструкторы в автошколах учат курсантов разворачиваться именно так, — продолжает Юрий Панченко. — Автомобиль выезжает к центру перекрёстка, пропускает встречный поток, затем разворачивается. Стоящие позади автомобили также въезжают на пересечение, что позволяет им завершить маневр в эту же фазу светофора.
Формально, кстати, автомобили позади при повороте налево должны пропускать водителя, совершающего разворот перед ними — у первых возникает помеха справа. Но многие попросту не ожидают такого маневра: у автомобилей есть поворотники, но нет «разворотников», поэтому предугадать маневр автомобиля впереди не всегда просто.
— Поэтому в автошколах учат, что не нужно идти на принцип, и если при развороте мы видим, что поворачивающие налево нам не уступают, мы выпускаем их, а затем завершаем маневр, — добавляет Юрий Панченко.
В любом случае разворот через центр перекрёстка более рискован, особенно на больших и нагруженных пересечениях.
Но есть ситуации, когда разворачиваться нужно именно через центр перекрёстка: если дорога имеет разделительную полосу. Мы уже рассказывали об опасностях разворота по малому радиусу, а ГИБДД периодически «зачищает» любителей таких маневров — им грозит штраф 5000 рублей или лишение прав на четыре–шесть месяцев.
— Проблема существует давно, но в прошлом году появился новый пункт 9.1 (1) ПДД, который прямо запрещает движение автомобиля по встречной полосе, если она отделена трамвайными путями или сплошной разметкой, — напоминает Юрий Панченко. — Пример такого перекрёстка в Челябинске — улиц Воровского и Курчатова: разворачиваться нужно, огибая фрагменты сплошной линии в центре перекрёстка.
Если же водитель выезжает на перекрёсток, но разворачивается левее сплошной линии, часть пути он движется во встречном направлении со всеми вытекающими.
— Часто бывает, что разделительная полоса имеет зазор до перекрёстка и пешеходных переходов, и разворачиваться можно в этот разрыв, не выезжая на пересечение, — говорит наш эксперт.
И, кстати, разделительные полосы бывают не только явными, отделёнными бордюрами или ограждениями, но и в виде линий разметки. Правда, в Челябинске их не всегда просто отличить.
— По нормативам расстояние между линиями сплошной разметки, которая обозначает разделительную полосу, — минимум два метра, — говорит Юрий Панченко. — Если же речь о двойной сплошной линии, — до 18 сантиметров. В Челябинске часто рисуют некий промежуточный вариант, поэтому не всегда понятно, это широкая двойная или узкая разделительная полоса.
На крупных перекрёстках Челябинска при развороте траектория нередко пересекается с автомобилями, которые поворачивают направо из рукава, как на упомянутом пересечении Кашириных и Молодогвардейцев. Кто должен уступать?
— Это зависит от типа перекрёстка, — объясняет Юрий Панченко. — Если, как на видео, он регулируемый, уступает тот, кто разворачивается. Если же на выезде из рукава висят знаки приоритета «Уступи дорогу», приоритет имеет тот, кто разворачивается.
Есть ещё один малоизвестный пункт ПДД: если при повороте по стрелке дополнительной секции, когда на основном светофоре горит красный, наши траектории пересекаются с путём автомобилей на поперечных направлениях (например, идущих на разворот), мы должны уступать, даже если поворачиваем направо: ситуация возникает, например, при повороте с улицы Свободы на проспект Ленина в сторону ЧТЗ.
В предновогодние дни челябинских водителей раздражают ёлочные базары, которые закрывают обзор: кстати, за последние дни некоторые из них привели в порядок. Ранее мы попросили чемпионов Европы по авторалли рассказать о том, как безопасно ездить по заснеженному городу. В морозы не допускайте ошибки чайников, которые осложняют запуск мотора. А вот как нужно проезжать ещё один спорный перекрёсток Челябинска — около ледовой арены «Трактор».
Если вы столкнулись с проблемами в автомобильной жизни, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
Следите за самыми важными и интересными новостями Челябинска в соцсетях. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».