За последние годы ситуация на подъездах к Чёрному морю улучшилась, и наглых разводов на трассах стало меньше. И всё же проблема сохраняется, и, если не повезет, можно оставить в поездке сумму, сравнимую с зарплатой. Мы поговорили с людьми, которые регулярно «мигрируют» на юг, и узнали об основных рисках.
Посты убрали, но не совсем
По словам Даниила, который ездит на юг каждые три года, раньше проблемой были «зачистки» на постах ГИБДД, когда автомобилистов останавливали и предъявляли одно типовое нарушение. Работа велась в конвейерном режиме.
— В 2012 году меня в группе других остановили и сказали, что я превысил на 40 км/час. Я не согласился, стал требовать доказательств, обещал обжаловать. В итоге они решили, что я «трудный» клиент, и отпустили. Но многие шли к ним уже с деньгами.
Другой автомобилист, Владимир, рассказал, что лет десять назад на постах ГИБДД, через которые шел транзитный поток в южном направлении, выстраивались очереди из желающих заплатить и поскорее уехать.
Массовое закрытие стационарных постов ГИБДД началось в 2013 году, и сейчас в большинстве регионов они представляют собой печальное зрелище. По словам путешественников, отчасти это решило проблему и в южном направлении, но остаются и очаги: так, печальную известность приобрёл Кущёвский пост ДПС, который находится в 40 км южнее Ростова. Скандал разгорелся, когда водители стали жаловаться на необоснованные досмотры транспорта, в ходе которых им подбрасывали наркотики, вымогая взятки в сотни тысяч рублей. Впрочем, в МВД эту информацию опровергли, хотя и установили на посту камеры видеонаблюдения.
Дальнобойщик Эдуард считает, что проблема, в целом, никуда не исчезла:
— Не знаю, как обстоит дело с легковушками, но для грузовых машин проблемой остаются пункты весового контроля. Одно время казалось, что вымогательство денег на них пошло на спад, но всё равно практика осталась регулярной. Даже если ты стопроцентно уверен, что едешь без перегруза, вариантов два — ехать через пост весового контроля и платить штраф или ехать в объезд и платить «в чёрную», но поменьше.
По словам водителя, такса зависит от конкретного поста и составляет 500–1000 рублей.
Камеры с подвохом
Камеры видеофиксации могут стать головной болью: срабатывают они незаметно, а штраф появляется в электронных системах спустя сутки и более после нарушения, когда вы уже отъехали от места километров 700. Оспорить такое постановление проблематично, особенно если речь о превышении скорости. А камер на южных трассах много:
— По пути от Ростова до развязки, с которой уходишь на Краснодар, насчитали 16 камер, — рассказывает автопутешественник Антон. — Расстояние там не более 120 км, то есть камеры стоят чаще, чем одна на 10 км.
Получается, если проехать с превышением 25 км/час этот стокилометровый участок, привезешь штрафов на 8000 рублей.
В южных регионах случались скандалы и с подтасовкой результатов, например, в 2013 году в Краснодарском крае автомобилистам массово выписывали «автоматические» штрафы на суммы в десятки тысяч рублей.
Антон говорит, что сейчас штрафы если и получаешь, то в основном заслуженные. Самой большой проблемой являются камеры в зоне действия временных знаков.
— Эти знаки не всегда видно, зона их действия непонятна, — объясняет он. — Едешь по трассе под знаком 40 км/час, ремонт дороги давно закончился, перекрёстка нет. Поэтому неясно — забыли установить знак отмены ограничений или зона действия в самом деле десятки километров?
На таких участках ставят передвижные комплексы фотовидеофиксации, причём с 2017 года практика стала законной.
Скоростные штрафы могут существенно облегчить бюджет: например, езда со скоростью 110 км/ч в зоне действия временного знака 40 км/ч — это штраф 2000–2500 рублей. А оплатить его со скидкой можно в 20-дневный срок, что не всегда удобно в дороге.
С осени прошлого года письма счастья ждут на почте всего неделю вместо месяца, после чего начинается отсчет 10 суток на оспаривание и еще 60 суток на оплату. Автопутешественники зачастую не успевают как следует вникнуть и оспорить штраф, даже если нарушение абсурдно.
Маленькие хитрости
По-прежнему встречаются и откровенные разводы, правда, мнения наших путешественников разделились — одним удаётся ездить практически без встреч с полицией, другие попадают регулярно.
— В 2015 году в Краснодаре я проехал на красный свет и тут же был остановлен инспекторами ГИБДД, — рассказывает Даниил. — Потом я понял, что такая оперативность неслучайна: светофор был закрыт листвой, и они просто караулили в этом месте очередную жертву. Конечно, предложили урегулировать вопрос на месте.
Встречаются «гибридные» разводы, когда в ход идут снимки с камер фотовидеофиксации:
— Коллега попадал на развод, когда ему вменяли выезд на полосу встречного движения, хотя он был уверен, что не выезжал, — рассказывает Антон. — На записи с их камеры действительно казалось, что машина находится на встречной полосе, но потом выяснилось, что они установили треногу таким образом, чтобы создавалась оптическая иллюзия: дорога делала в этом месте излом и поворачивала, поэтому можно было подумать, что машина обгоняет кого-то. Моего коллегу спас регистратор, на котором было чётко видно, что он движется в своей полосе.
Регистраторы в поездках на юг здорово выручают — увидев устройство в салоне, инспекторы порой меняют тон и отпускают водителя после формальной проверки документов.
Не выходят из моды и обвинения в нетрезвости водителя.
— Пару раз был участником таких «спектаклей», — рассказывает Владимир. — Обставлено всё с помпой: они делают озабоченные лица, качают головами, начинают связываться с начальством и другими экипажами по рации, в общем, давят на психику. Задача — вынудить тебя согласиться с нарушением или отказаться от освидетельствования, что, по сути, то же самое. Вариант спасения один — спокойно и грамотно стоять на своём, в крайнем случае требовать освидетельствования вплоть до медицинского.
Владимир говорит, что если инспекторы видят спешащего водителя, начинаются проволочки, вроде ожидания экипажа, который должен подвезти алкотестер. Часто пугают удалённостью пунктов медосвидетельствования, чтобы водитель согласился на оформление без протокола.
В любом случае, когда речь о конвейерном подходе, инспектору невыгодно тратить время на строптивого водителя.
— В Краснодарском крае развернулся через сплошную линию, и тут же стоит экипаж, — рассказывает Андрей, который ездил на море в 2016 году. — Сразу же стали угрожать лишением прав и предлагали решить вопрос на месте. Я отказался и сказал: «Оформляйте». Стали давить, мол, как же вы, Андрей Николаевич, без прав будете полгода? Я отвечаю: «Во-первых, за разворот через сплошную грозит только штраф, во-вторых, даже если лишат, то уже потом. На юг я съездить успею, а дома мне машина не особо нужна». Они помялись-помялись и отпустили.
Пробки и объезды
В горячий сезон популярные маршруты нередко бывают перегружены, и не всегда спасают даже платные скоростные участки на трассе М-4.
— По ним можно ехать со скоростью 130 км/час и даже чуть выше, но, по факту, сэкономленное время теряешь на сужениях, ведь платные участки идут не сплошняком, — рассказывает Антон. — Хотя ехать в объезд по бесплатным дорогам тоже смысла нет.
Этот посыл поддерживает дальнобойщик Эдуард.
— У нас на машинах стоят транспондеры для быстрой оплаты, так что мы едем по платным дорогам. Но в любом случае я бы выбрал их, потому что меньше риска заблудиться или нарваться на пробку из-за ремонта дороги: объездные трассы в этих местах непредсказуемые и часто разбитые.
В особенно трудных местах пробки превращаются в бизнес: местные жители предлагают заплатить им за объезд. Иногда — в весьма настырной манере.
— Они подходят к машине и не просто предлагают вам, а уведомляют таким тоном, будто если откажетесь, случится что-то плохое, — рассказывает Антон. — В общем, соглашаться или нет, решать вам, но такое впечатление, что на отказавшихся они смотрят как на нелюдей и не прочь отомстить.
Путешественник советует планировать маршрут заранее, чтобы не попадать на трудные участки в часы пик.
— Выгоднее ехать по трассам, которые менее популярны у туристов: там и пробок меньше, и внимания сотрудников ГИБДД, — добавляет дальнобойщик Эдуард.
«Не откажите в помощи...»
Каждое лето на федеральных трассах «дежурят» настоящие разводилы, очень часто — иностранцы (встречаются, например, румыны или болгары).
Как правило, они голосуют вдоль дорог, а если остановитесь, на ломаном русском объяснят, что закончился бензин или сломалась машина. Денег просят по-разному, но обычно в пределах трёх тысяч рублей. В качестве компенсации предлагают «золотые» часы или кольца, которые затем оказываются подделками.
Просителями могут быть и россияне, причём на дорогих машинах, что и сбивает с толку. Они расскажут историю об украденной сумке с документами и попросят несколько тысяч, с жаром обещая вернуть их, как только доберутся до цивилизации.
Впрочем, иногда помощь в дороге требуется по-настоящему, поэтому считать каждого голосующего мошенником также неправильно. Просто сохраняйте здоровую критичность: например, человек, попавший в беду, как правило, нуждается не в деньгах. Предложите съездить до ближайшей АЗС за бензином, вызвать эвакуатор или сообщить о проблеме в ГИБДД — по реакции людей вы поймёте, нужна ли им помощь.
Если вы ездили на море, поделитесь опытом в комментариях: расскажите, были ли у вас встречи с сотрудниками ГИБДД и чем они закончились.
Поездка на машине к морю — это...
Мы уже рассказывали, каким маршрутом лучше всего ехать из Челябинска в сторону Чёрного моря.
Один из рисков в дальней дороге — уснуть за рулём: разбираемся, как этого избежать.
Опытом поездок на море делился наш автоэксперт Юрий Панченко.
Знакомы с южноуральцами, решившимися на отчаянное путешествие? Присылайте нам сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.