Эта авария произошла 1 августа в Екатеринбурге: владелец регистратора на Peugeot проезжает перекрёсток в момент смены сигналов, огибая поворачивающую направо Lada Largus. Уже на выезде с пересечения из-за автомобиля впереди выскакивает пешеход, который от полученных травм позже скончается в больнице. Есть ли вина водителя?
Пешеход вышел на дорогу в безобразной манере: во-первых, на красный свет, во-вторых, непосредственно перед ВАЗ-2110, который сумел от него отрулить. Но для водителя Peugeot появление пешехода стало неожиданностью, потому что человек скрывался за едущей Lada.
Действия водителя Peugeot вызывают не меньше вопросов: стоп-линию он пересекает на красный сигнал светофора. Более мелкое нарушение — это пересечение сплошной линии, разделяющей потоки: хотя за это редко штрафуют, вблизи перекрёстков перестроения часто запрещены.
Очевидец ДТП Кирилл Зайцев считает, что у водителя было слишком мало времени, чтобы среагировать на ситуацию.
— Я не готов вешать на него всех собак, потому что он действовал, исходя из дорожной ситуации и своих весьма усреднённых навыков управления. Очевидно, он поздно среагировал на смену сигнала, не стал прибегать к интенсивному торможению и продолжал движение. Ситуация не нова, поэтому есть защита от дурака в виде лага при включении зелёного, когда обоим направлениям горит красный. Аккурат для того, чтобы все, кто оказался на перекрёстке, смогли безопасно завершить манёвр. В данном случае такая защита не помогла.
Кирилл рассказывает, что проехал перекрёсток на велосипеде со скоростью по GPS-трекеру около 12 км/час перед Peugeot, и также не видел пешехода.
По мнению представителя комитета по защите прав автомобилистов в Свердловской области Дмитрия Ларионова, в аварии виноваты обе стороны, но поскольку пешеход погиб, ответственность понесёт водитель.
— Вероятно, суд учтёт, что доля вины автомобилиста в этом ДТП не стопроцентная — это будет не столько смягчающим обстоятельством, сколько поводом выбрать для водителя более мягкое наказание, возможно, условный срок.
Более веской позиции придерживается представитель Федерации автомобилистов России Максим Едрышов — наказание водителю будет назначаться вне зависимости от степени виновности пешехода.
— Судя по видео, водитель выехал на перекрёсток уже на красный, поэтому, на мой взгляд, он полностью виновен в этом ДТП, — считает эксперт. — Именно его проезд на красный стал причиной наезда на пешехода, а избежать аварии можно было очень просто, вовремя затормозив. На этом перекрёстке три секунды мигает зелёный, затем ещё три секунды горит жёлтый, который уже является запрещающим. Значит, у водителя было шесть секунд для остановки автомобиля, но он решил нажать на газ...
Некоторые водители ссылаются на недостаточность времени, чтобы среагировать на включение красного сигнала, но ПДД предполагают, что водитель должен реагировать уже на мигание зелёного и затем включение жёлтого. Если при скорости 60 км/час водитель проезжает светофор на красный, значит, при включении жёлтого он был в 50 метрах — достаточная дистанция для плавного торможения. Проблемы возникают у тех, кто считает жёлтый разрешающим, но это не так.
Жёлтый запрещает движение, и поблажка в пункте 6.14 ПДД делается лишь для ситуаций, когда водитель не способен остановиться без экстренного торможения. И если происходит ДТП, возможность остановиться исследуется на автотехнической экспертизе, которая может придти к выводу, что остановиться всё же было возможно. И если так, считается, что водитель проехал на запрещающий. Более подробно этот вопрос мы разбирали в проекте «ПДД для бывалых».
В данном случае не требуется даже такого анализа, потому что водитель на жёлтый не успел: подобный проезд запрещён в безусловной манере.
Водителям также нужно помнить, что гражданская (проще говоря, материальная) ответственность перед сбитым пешеходам наступает вне зависимости от степени виновности сторон: даже если водитель полностью прав, а пешеход — нет, статья 1079 Гражданского кодекса обязывает возместить ему ущерб. Исключение — обстоятельства непреодолимой силы или умысел потерпевшего.
Теперь помимо расходов на похороны и компенсации семье погибшего, водителю Peugeot грозит наказание по части 3 статьи 264 Уголовного кодекса: срок лишения свободы достигает 5 лет, но возможны также принудительные работы на срок до 4 лет.
Виновен ли, на ваш взгляд, водитель в этом ДТП?
Спорные и часто забываемые пункты Правил мы разбирали в проекте «ПДД для бывалых».
Если уверены в себе, можете пройти финальный тест из 20 вопросов: мы выбирали типичные для наших реалий ситуации.
Недавно вместе с экспертами мы разбирали тяжёлое ДТП, в которое попал гендиректор «Рависа» Андрей Косилов.
Столкнулись с необоснованным, по вашему мнению, решением ГИБДД? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.