18 октября пятница
СЕЙЧАС +3°С

ПДД для бывалых: можно ли проскочить на жёлтый

Изучаем один из самых аварийных пунктов правил

Поделиться

Проезд на желтый часто приводит к спорным ситуациям, в том числе из-за чужих ошибок

Проезд на желтый часто приводит к спорным ситуациям, в том числе из-за чужих ошибок

Красный — запрещающий, зелёный — разрешающий. А желтый? Если уверены в себе, можете сразу переходить к небольшому тесту в конце. Для остальных — очередная серия проекта «ПДД для бывалых».

Согласно пункту 6.2 Правил дорожного движения, жёлтый сигнал является запрещающим. Но есть два исключения. Первое вполне понятно — это мигающий жёлтый. Он ничего не запрещает, а лишь предупреждает о приближении к нерегулируемому переходу или перекрёстку.

Но есть и второе исключение, прописанное в пункте 6.14 ПДД.

6.14. Водителям, которые при включении жёлтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

И этот пункт выбивает табурет из-под ног жёлтого и вешает его на длинном суку. Потому что в интерпретации большинства водителей жёлтый становится «почти разрешающим».

А как на самом деле? Практика наказаний за проезд на жёлтый очень двусмысленна. Чаще всего камеры видеофиксации и сотрудники ГИБДД не регистрируют проезды на жёлтый — если только в показательном ключе. И причина понятна — доказать, что водитель мог остановиться, не применяя экстренного торможения, без автотехнической экспертизы невозможно.

Если вы проехали стоп-линию на зелёный, но не успеваете миновать перекрёсток в безопасной манере — остановитесь перед ним и не двигайтесь. При включении красного камеры видеофиксации расценивают движение в зоне после стоп-линии нарушением пункта 6.13 ПДД

Если вы проехали стоп-линию на зелёный, но не успеваете миновать перекрёсток в безопасной манере — остановитесь перед ним и не двигайтесь. При включении красного камеры видеофиксации расценивают движение в зоне после стоп-линии нарушением пункта 6.13 ПДД

В ПДД и нет понятия экстренного торможения. По смыслу — это торможение в пол с блокировкой колёс. Определить на глазок необходимость экстренного торможения невозможно, потому что она зависит от типа автомобиля, состояния резины и покрытия. Там, где Porsche 911 остановится без видимых усилий, старенький тарантас на лысой резине сорвётся в юз. А потому нарушения при проезде на жёлтый почти не исследуются, пока не случилось ДТП.

В серьёзных ДТП выполнение условий, прописанных в пункте 6.14 ПДД, изучается отдельно, поэтому проезд на жёлтый могут признать незаконным

В серьёзных ДТП выполнение условий, прописанных в пункте 6.14 ПДД, изучается отдельно, поэтому проезд на жёлтый могут признать незаконным

А вот когда ДТП произошло, значимость жёлтого резко возрастает, особенно если в аварии пострадали или погибли люди. В этом случае автотехническая экспертиза назначается практически всегда, и один из вопросов экспертам формулируется так: имел ли водитель техническую возможность остановиться при включении жёлтого сигнала, не прибегая к экстренному торможению? Если имел, жёлтый превращается в запрещающий.

Неоднозначность жёлтого часто излишне расслабляет водителей. Например, многие любят ускориться на мигающий зелёный, чтобы гарантированно не иметь возможности остановиться на жёлтый. Это плохой способ: и последствия ДТП тяжелее, и в превышении скорости могут обвинить.

Боком порой выходит и враньё о слишком низкой скорости: скажем, водитель ехал 65 км/час, но сотрудникам ГИБДД рассказывает, как плёлся 40–45 км/час. И во время экспертизы получается, что он имел возможность спокойно остановиться перед стоп-линией, а на перекрёсток въехал уже на «откровенно красный».

Видео Russian Crush/YouTube

А вот два популярных сценария ДТП при проезде на жёлтый. Первый — это встреча с поперечным автомобилем, который стартанул слишком резво (часто на красный).

Видео Антон Долгих/YouTube


Второй — наезд на встречный автомобиль, поворачивающий налево. Такие ДТП очень распространены и трудны для вынесения вердиктов. Любителям пролетать на жёлтый следует иметь в виду такие риски.

А трудно ли остановиться на жёлтый? На самом деле нет. На крупных перекрёстках перед его включением три секунды мигает зелёный, столько же горит сам жёлтый, поэтому при езде не выше 60 км/час и стандартном времени реакции водителя остановка без экстренного торможения труда не представляет. Исключение — аномальные погодные условия, когда остановочный путь существенно возрастает. Но в сложных условиях пункт 10.1 ПДД советует нам не грубить со скоростью.

Секции основных светофоров часто имеют обратный таймер и жёлтую фазу, а вот стрелки гаснут гораздо менее предсказуемо

Секции основных светофоров часто имеют обратный таймер и жёлтую фазу, а вот стрелки гаснут гораздо менее предсказуемо

Так, может быть, отменить жёлтый к чертям или сделать его «жёстко запрещающим»? Чем это грозит, вы можете убедиться на перекрёстках с дополнительной секцией светофора: стрелка тухнет после тройного мигания, и сразу начинается запрещающая фаза. Это создаёт изрядную нервозность для водителей на перекрёстках, где работают камеры видеофиксации. Поворот на потухшую стрелку грозит штрафом 1000 рублей на первый раз и 5000 рублей на второй. 

Потому буфер в виде жёлтого совсем не вреден. Главное, не переходить грань разумного и помнить, что изначально он — запрещающий.

Тем же, кто слишком переживает о потере времени, сообщаем: пусть порой кажется, что красный горит бесконечно, в реальности фаза запрещающего редко превышает минуту, чаще — 30–40 секунд.

И напоследок — традиционный тест. 

Есть ли автомобильные светофоры, в которых перед включением жёлтого нет фазы мигающего зелёного?

    Какое расстояние проедет автомобиль на скорости 60 км/час за время горения жёлтого?

      Кто виноват в аварии, если один ехал прямо, но проскочил на жёлтый, а второй поворачивал налево?

        Пусть остановочный путь автомобиля со скорости 60 км/час — 35 метров. Нужно ли экстренное торможение, чтобы избежать проезда на красный, если водитель адекватно среагирует на включение жёлтого?

          Какую черту нельзя проезжать на запрещающий сигнал, если перед перекрёстком отсутствует стоп-линия?

            Водитель, не успевающий проехать перекрёсток на зелёный, имеет право завершить манёвр...

              Обнаружили ошибку или хотите предложить тему? Смело пишите на электронную почту редакции «Авто». 

              Ранее мы разбирались с алгоритмами работы челябинских светофоров и почему их не настраивают на зелёную волну. С недавних пор в Челябинске начали эксперимент с настройкой светофоров: появилась фаза, при которой зелёный горит пешеходам всех направлений.

              Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».

              По теме

              оцените материал

                Поделиться

                Поделиться

                Увидели опечатку?
                Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
                Гость
                25 мар 2019 в 10:12

                Кто сочинял тут правила?
                Тот кто поворачивал налево и не пропустил летящего на желтый прямо, поворачивающий налево не пропустивший виноват! Это Вам любой суд скажет!!!

                Гость
                25 мар 2019 в 09:28

                Всем этим долетчикам на последних секундах - Вы в туалет что ли очень хотите? Вы куда несетесь? Камаз Вам! Надоели!

                Гость
                25 мар 2019 в 09:23

                В последнее время при мигающем зеленом, куча народу давит газ, чтобы проскочить на желтый. Бесит, когда начинаешь тормозить на третьей секунде зеленого, а сзади визг тормозов и возмущеннное бибиканье.