Машину Владимира эвакуировали из двора за то, что он заехал одним колесом на бордюр. С нарушением челябинец не спорил и надеялся забрать её без проблем, оплатив эвакуацию и штраф. Но всё оказалось непросто — возвращать автомобиль ему отказались из-за старых долгов. Разбираемся, законно ли это.
Приехав на штрафстоянку, Владимир обратился в окно, где сидит сотрудник ГИБДД, оформляющий постановление и дающий разрешение на выезд. Тут выяснилось, что на водителе числится ещё один непогашенный штраф в 1000 рублей, полученный 22 мая 2019 года.
— Такой штраф действительно был, и приставы ещё в августе списали деньги у меня с карты, — объясняет Владимир. — В качестве подтверждения у меня на телефоне было уведомление о списании средств, которое я показал инспектору. И получил ответ: предъявите печатный документ об отсутствии задолженности. Думаю, информация потерялась где-то между ведомствами, и ситуация получилась патовой: в День города без машины я должен был каким-то образом получить документ у приставов. Это называется: пойди туда, не знаю куда. При этом за каждый час на штрафстоянке капает 37 рублей.
Претензий к самому инспектору ГИБДД у Владимира нет, поскольку тот, судя по всему, выполнял приказ начальства. Но могут ли сотрудники препятствовать выдаче автомобиля, задержанного за нарушение правил остановки, из-за старых долгов водителя?
— Нет, это абсолютно незаконно, — считает автоюрист Лев Воропаев. — Против сотрудника, который отказывался подписывать документы, можно возбудить административное дело по статье 12.35 КоАП за незаконное ограничение прав на управление и эксплуатацию автомобиля.
Эксперт подчёркивает, что нужно разделять типы нарушений: например, если автомобилист попался за езду пьяным, то возврат прав возможен после погашения долгов по штрафам и сдачи теоретического экзамена. Но если машину увезли за нарушение правил остановки, вернуть её должны немедленно после предъявления водителем документов (прав, паспорта, СТС, ОСАГО) и получения на руки постановления, протокола задержания, квитанции об оплате услуг и так далее.
Правда, убедить сотрудника ГИБДД выдать машину в любом случае будет сложно.
— Теоретически можно вызывать полицию, но, скорее всего, они просто откажутся ехать, — рассуждает Лев Воропаев. — У ГИБДД есть служба доверия, но телефон часто занят и обращение туда не гарантирует быстрое решение проблемы. В любом случае следует зафиксировать отказ выдать автомобиль с помощью видео, потребовать вызвать на место начальника, а в крайнем случае обратиться к дежурному прокурору.
При этом сотрудник ГИБДД имеет право проверять наличие долгов по штрафам у автомобилистов, но процедура не подразумевает «взятие в заложники» автомобиля.
Скажем, если Владимир получил постановление о штрафе 22 мая, десять суток ему давалось на то, чтобы оспорить его (до 2 июня), а затем ещё 60 суток на оплату (до 1 августа). Далее в течение 90 суток открывается окно, в течение которого против водителя могут возбудить новое административное дело по статье 20.25 КоАП за уклонение от наказания. Инспектор, обнаруживший просроченный штраф, имеет право доставить водителя к мировому судье, где примут решение о наказании: помимо двойного штрафа (плюсом к первому), возможен и административный арест. Кроме того, в течение двух лет штраф могут взыскать приставы.
В данном случае речи о возбуждении дела по статье 20.25 КоАП не шло, хотя сроки позволяли это сделать. Это нужно иметь в виду должникам, которые обращаются на штрафстоянку: вместо машины они могут получить увлекательную поездку в мировой суд. Как бы то ни было, отказывать в выдаче автомобиля по таким основаниям сотрудник ГИБДД не может.
В случае с Владимиром ситуация разрешилась миром, хотя побегать ему пришлось.
— Я сходил в банк, где мне распечатали данные о списании со счёта карты, но там был указан только номер дела ФССП и не было номера постановления ГИБДД, — рассказывает он. — Сошлись на том, что я зашёл на сайт ФССП и показал данные о списании. Точнее, сначала они требовали распечатать и приложить, но потом договорились, что я скину документы через мессенджер.
Владимир ещё раз подчёркивает, что не имеет негатива к конкретному сотруднику, но всё же удивляется, почему инспекторы ГИБДД занимаются взысканием штрафов в такой форме.
— По сути, автомобиль у них в заложниках, и каждый час капают деньги, — говорит он. — И непонятно, каким образом можно подтвердить оплату с помощью бумажных носителей, если все ведомства всё больше переходят на электронный документооборот?
В городском управлении ГИБДД ситуацию прокомментировали следующим образом:
— Действительно, во время проверки водителя сотрудник обнаружил у него неоплаченный и просроченный штраф в 1000 рублей, что предполагает возбуждение дела по статье 20.25 КоАП. Это предполагает выезд к мировому судье и сопряжён для водителя с большой потерей времени. Поскольку водитель объяснил инспектору, что штраф на самом деле с него уже взыскали приставы, сотрудник пошёл на встречу и предложил показать документ, который подтверждает факт погашения долга. Водитель привёз документы из банка и автомобиль ему вернули — вся ситуация заняла час времени.
Но вообще описанная ситуация — это ещё один повод не иметь просроченных штрафов. Лев Воропаев говорит, что самым надёжным в такой ситуации является бумажная квитанция об оплате.
Не по закону, а по совести: правильно ли отказывать в выдаче автомобиля водителям, которые имеют долги по штрафам?
Примеры безобразной парковки в Челябинске — в нашей рубрике «Я паркуюсь, как баран». Далеко не всегда знаки, запрещающие остановку, хорошо видимы: вот пример слепого знака в центре города.
А вот дельная инструкция на случай, если машину эвакуировали в Челябинске.
Стали жертвой незаконной эвакуации? Мы круглосуточно ждём от вас сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.