В редакцию 74.RU обратилось несколько автомобилистов с жалобами на юридические конторы, которые предлагают водителям дорогостоящие услуги, располагая конфиденциальной информацией по делам о лишении прав. На словах они гарантируют выигрыш в суде, но зачастую даже не появляются на заседании или работают формально. Мы разобрались, как отличить подозрительную компанию.
«Ключ сломался в замке зажигания»
Житель пригорода Андрей застрял в Челябинске по нелепой причине: при попытке завести двигатель ключ сломался в замке зажигания.
— Время было полпервого ночи, живу я далеко, поэтому решил заночевать в машине: поел, выпил немного и лёг спать, — рассказывает он.
Его заметил экипаж ГИБДД. Андрей предъявил документы, объяснил ситуацию, но, учуяв запах алкоголя, инспекторы предложили ему медосвидетельствование, подтвердившее состояние опьянения.
— Я не спорил, что выпил, но машиной я не управлял: даже двигатель не был заведён, — вспоминает он. — Но они всё быстро оформили, машину увезли на штрафстоянку, меня доставили домой.
Через пару дней Андрею позвонили люди, подозрительно осведомлённые о его деле.
— Они знали мой телефон, полное имя и всю ситуацию, — рассказывает он. — Предлагали «вытащить» права. Я сначала уши развесил, а потом стал смотреть: ни адресов, ни реквизитов. Спросил их, откуда они знают о моём деле, они начали юлить, а потом бросили трубку.
За свои услуги они требовали 50 тысяч рублей, обещая вернуть права, но Андрея смутил и размер суммы, и сам подход. От их услуг он отказался.
— Районный суд лишил меня прав, не уведомив надлежащим образом, — продолжил водитель. — Тогда я нанял юриста и обратился в вышестоящий суд. Нам удалось найти понятого, который во время судебного заседания путал автомобиль ДПС с моей машиной — сразу было ясно, что на месте он не был и всё дело сфабриковано. Суд полностью оправдал меня.
Дело поставлено на поток
Похожая история случилась с Виктором.
— За отказ от медосвидетельствования на меня составили протокол в 11 вечера, а уже в 9 утра следующего дня позвонили какие-то люди и предложили услуги, — рассказывает он. — Я поговорил, мне сказали прийти к ним в офис.
Виктор заключил с ними договор на представительство в суде, заплатив 23,5 тысячи рублей.
— Устно они мне сказали, что не первый год работают с ГИБДД, мол, у них есть подвязки, и дело можно решить, — объясняет он. — Помимо 23,5 тысячи рублей полагалось какое-то вознаграждение в случае положительного результата.
Но уже потом Виктор усомнился в этой фирме:
— Во-первых, очень странно, что у них были все данные: и телефон, и моё полное имя, и детали дела. Складывалось впечатление, что у них на руках протокол или его копия, которые даже я на тот момент ещё не видел. Неясно было, кто именно будет работать: чувствовалось, что у них всё поставлено на поток, личной заинтересованности в результате нет.
Виктор написал заявление на возврат денег, но добиться этого ему удалось только через суд: с юридической фирмой заключено мировое соглашение.
Позже, наняв юриста самостоятельно, Виктор выиграл и дело о лишении прав, которое грозило ему за отказ от медосвидетельствования.
В компании, куда обращался Виктор, нам рассказали, что его подозрения были совершенно напрасны.
— Мы не получаем никаких протоколов и прочей информации от ГИБДД, — объяснил нам специалист фирмы Рустам Амашаев. — Есть специальные компании, предоставляющие нам информацию о клиентах, которые искали юридические услуги в интернете. Я не знаю, как работают эти фирмы, но если человек ищет по определённому запросу, они это фиксируют и как-то достают его телефон. Эта информация поступает нам, и мы просто предлагаем человеку свои услуги. Так работаем не только мы, но и ещё несколько фирм в Челябинске, и мне бы не хотелось, чтобы у людей сложилось впечатление, что мы делаем что-то противозаконное и обманываем. У нас серьёзная юридическая компания, и мы работаем не только по автомобильной теме, но также, например, по банкротствам физических лиц, получая информацию от подобных компаний.
«Им незачем мочить гаишников в суде»
Автоюрист Лев Воропаев так пояснил нам ситуацию:
— Главный рецепт успеха для таких фирм — быстро получить информацию о водителях, подозреваемых в пьяной езде или других сходных нарушениях. Откуда они берут информацию, несложно догадаться: видимо, есть какие-то связи в ГИБДД. Доказать это сложно, поэтому они чувствуют себя в безопасности. Судя по рассказам моих клиентов, дело поставлено на конвейер: копии протоколов такие фирмы, видимо, получают раньше самих водителей. После этого они звонят и предлагают решить вопрос за определённое вознаграждение, и большинство водителей даже не задумывается, откуда у них полная информация о деле. Насколько мне известно, в Челябинске работает несколько подобных фирм, которые периодические меняют свои реквизиты, чтобы очистить свою репутацию.
Что бывает, если человек соглашается подписать с ними договор и заплатить деньги?
— Опять же из рассказов моих доверителей следует, что делом или не занимаются вообще, или подходят формально, — поясняет Лев Воропаев. — Водитель пишет доверенность на представление интересов в суде, поэтому в заседаниях не участвует. Понятно, что итог таких разбирательств в большинстве своем предопределен. Водитель спустя некоторое время получает решение суда о том, что его лишили прав и выписали штраф в 30 тысяч рублей, или узнает об этом из мобильного приложения. Вернуть деньги с такой компании проблематично, потому что формально они выполняют условия договора, а то, что обещается на словах — ну это лишь слова.
«... хорошо умею петь и танцевать»
Вот запись разговора, сделанная в одной из таких компаний. Представитель фирмы признаёт, что видел протокол и располагает его копией, а на вопрос водителя, откуда у него такая информация, отвечает расплывчато:
— Существо ваших вопросов наводит меня на подозрение, что человек, который посоветовал вам их задать, работает в УФСБ.
Далее представитель фирмы кичится делом, в котором ему удалось отсудить для семьи погибшего пешехода крупные суммы, резюмируя разговор фразой:
— А вот на вопросы, как к вам попал протокол, я отвечаю так: я очень хорошо умею петь и танцевать, и мои профессиональные способности оцениваются по достоинству всеми заинтересованными лицами.
На просьбу водителя показать протокол представитель фирмы ответил отказом.
Признаки мутной фирмы
Они выходят на связь сами, знают все подробности дела и предлагают внести определённую сумму за услуги. Обязательства «уладить вопрос» произносятся лишь устно в форме намёков.
Эксперты советуют водителям, которые получили такие предложения, обращаться сразу в прокуратуру: передача дел об административных правонарушениях третьим лицам — это как минимум повод для проверки и самой компании, и сотрудников ГИБДД, которые могут поставлять им информацию. Даже если информация поступает от третьих фирм, которые добывают её из интернета, передача персональных данных в любом случае запрещена законом.
На запрос 74.RU по вышеуказанным случаям в ГИБДД пообещали провести внутреннюю проверку.
С 22 ноября в России должен был подорожать водительский медосмотр до 7–10 тысяч рублей, но в последний момент вступление в силу поправок отложили до июля 2020 года.
Мы посчитали, сколько денег собрала бы камера видеофиксации, установленная на выделенной полосе для маршрутного транспорта: сумма поражает воображение.
С этого года пьяные аварии с пострадавшими считаются тяжкими преступлениями и подразумевают лишение свободы на срок до 15 лет.
Столкнулись с беспределом при медосвидетельствовании на состояние опьянения? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.