Этот инцидент произошёл в конце ноября в Челябинске. Под автобус, на котором установлен регистратор, внезапно выскочил Peugeot 206. Водитель общественного транспорта резко затормозил, и одна из пассажирок упала, получив травмы — её увезли в больницу. Может ли автомобилист стать виновником этой аварии, если столкновения между легковушкой и автобусом не произошло?
В ПДД два основных критерия дорожного-транспортного происшествия. Во-первых, в нём должно участвовать транспортное средство, движущееся по дороге. Во-вторых, нужны физические последствия: материальный ущерб, травмы или гибель людей. В данном случае оба условия выполняются, то есть инцидент является ДТП. И водители, причастные к нему, должны немедленно остановиться и заявить в полицию: при травмах людей система европротокола не действует.
В народе аварии, подобные этой, называют бесконтактными. Летом этого года пленум Верховного суда разъяснил, что водитель может быть признан виновником бесконтактного ДТП, если стал его причиной. А если он умышленно скрылся с места аварии, ему грозит как минимум часть 2 статьи 12.27 Административного кодекса — лишение прав на срок до полутора лет или административный арест.
Водитель также несёт гражданскую ответственность за причинённый ущерб, в том числе с учётом статьи 1079 ГК — она обязывает водителя компенсировать ущерб пострадавшим пешеходам или пассажирам даже при отсутствии его вины, поскольку он управляет источником повышенной опасности.
Если пострадавшие в аварии люди получили тяжёлые травмы или погибли, скрывшемуся водителю грозит уже уголовное преследование: новая редакция «водительской» статьи 264 УК РФ действует с 2019 года и предполагает лишение свободы на срок до 15 лет (в случае нескольких погибших).
Но скрылся ли водитель? Бывают очевидные ДТП, например, когда манёвр одного водителя привёл к вылету чужой машины с дороги, а значит, побег с места аварии был намеренным. Но как быть в нашем случае, ведь водитель Peugeot объективно не мог знать о падении пассажира в автобусе и характере его травм?
— Одно время практика по таким ДТП была максимально жёсткой, — говорит автоюрист Лев Воропаев. — Например, часть 2 статьи 12.27 КоАП применяли к водителям машин, из-под колёс которых вылетел гравий, повреждая другой автомобиль. Потом Верховный суд прекратил эту практику.
По словам эксперта, главный критерий — наличие умысла со стороны скрывшегося водителя.
— Если водителя найдут, мировые судьи, скорее всего, признают его виновным в оставлении места ДТП, — считает Лев Воропаев. — В судах высших инстанций он может побороться, и, возможно, шансы неплохие. Конечно, если он скрылся намеренно, то решение мирового судьи может устоять вплоть до Верховного суда. В принципе, подрезая автобус, водитель Peugeot мог предвидеть наступление таких последствий, как падение пассажира и получение травм, но отнёсся к этому безразлично.
Представитель комитета по защите прав автомобилистов в Свердловской области Дмитрий Ларионов считает, что с точки зрения буквы закона оставление места ДТП водителем Peugeot неочевидно.
— Для наказания водителя нужна его вина, а у вины, согласно КоАП, бывают две формы — умысел и неосторожность, — объясняет он. — С умыслом всё понятно, а неосторожность — это когда человек предвидел возможные последствия, но самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще не учитывал их, хотя должен был. Так вот, при отъезде с места подобных ДТП чаще всего имеет место вторая форма неосторожности из серии «не заметил аварии». Скажем, водитель громко слушал музыку, шоркнул соседа на парковке и не заметил. Подлежит наказанию? Однозначно, хотя умысла и нет.
В данном случае, считает Дмитрий Ларионов, водитель Peugeot не мог предполагать, что его манёвр приведет к таким последствиям.
Вообще по видео складывается впечатление, что Peugeot 206 не просто резко перестроился, но пытался «учить» водителя автобуса: сразу после манёвра он без явной необходимости затормозил. Но даже если аварийная ситуация была спровоцированной, для лишения водителя прав за оставление места ДТП нужно доказать, что он знал о последствиях своего манёвра и уехал намеренно.
После инцидента автобус резко замедлился посреди перекрёстка, а потом остановился, то есть водитель Peugeot мог заподозрить, что его манёвр привёл к неприятностям. Но Дмитрий Ларионов обращает внимание, что и водитель автобуса встал не мгновенно, то есть даже для него травмы пассажирки не были сразу очевидны.
— Представим такой случай: оба сразу встали, водитель Peugeot подошёл к водителю автобуса, спросил, есть ли ущерб, водитель автобуса сказал, что нет: окей, разъехались, — рассуждает он. — И тут подходит пассажир, говорит, что упал и руку сломал. Виноват ли водитель Peugeot в оставлении места ДТП? Однозначно нет. А чем случай на видео отличается от такого примера? Мы не знаем, смотрел ли водитель Peugeot назад, сделал ли он какие-то выводы, исходя из действий водителя автобуса. Но презумпция невиновности заставляет нас исходить из того, что он действовал без умысла. Водитель автобуса остановился и включил аварийку уже после того, как закончилось видео, и во многом именно потому, что сам не знал о последствиях инцидента. В таких условиях нет ни малейшей причины обвинять водителя Peugeot в оставлении места ДТП.
В любом случае ему грозит административное наказание по части 3 статьи 12.14 КоАП за нарушение правил маневрирования, а если травмы женщины подтвердятся, — по статье 12.24 КоАП за причинение вреда здоровью (вплоть до лишения прав). Если вред окажется тяжким, в ход пойдёт уголовная статья 264 УК РФ. По Гражданскому кодексу водитель Peugeot должен компенсировать ущерб пострадавшей женщине и автобусному парку, если простой машины привёл к убыткам.
Заслуживает ли водитель Peugeot наказание за оставление места ДТП?
Летом этого года суд лишил прав автомобилистку, которая подрезала мотоцикл и спровоцировала его падение. Хотя её Logan не получил повреждений, женщину признали виновной в оставлении места ДТП.
Один из самых громких инцидентов этого года — авария бизнесмена Андрея Косилова, который выехал на встречную полосу в запрещённом месте, спровоцировав лобовое столкновение.
А вот история танцовщицы, которая серьёзно пострадала в ДТП, но смогла всё преодолеть.
Стали участником спорной аварии? Пишите на электронную почту редакции «Авто». Подписывайтесь на наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники». Присылайте сообщения в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.