Читатель прислал нам видео необычной аварии: посмотрите его и скажите, кто виноват? Большинство тех, кому мы показывали ролик, ошиблись с вердиктом.
Кто, по-вашему, виноват в этой аварии?
Ситуация выглядит банальной: нахальная Lada Kalina с прицепом борзо перестраивается через три ряда, цепляя грузовик, который едет прямо. Тем не менее инспекторы ГИБДД узрели в действиях дальнобойщика вину и, что интересно, оказались правы.
Инцидент случился на перекрёстке улицы Рождественского (Копейского шоссе) и автодороги «Меридиан». Две магистрали пересекаются здесь под острым углом, причём «Меридиан», по которому ехала фура, — второстепенная дорога.
На классических перекрёстках есть чётко выраженное пересечение, но здесь полосы главной и второстепенной дорог плавно смыкаются и идут параллельно друг другу. Это создаёт иллюзию, будто дело происходит уже за перекрёстком, а фура находится на той же главной дороге, что и «Калина». На самом деле — нет.
— На таких перекрёстках пересечение проезжих частей может растягиваться на десятки метров, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — В пределах пересечения действует правило: уступает тот, кто въехал на него со второстепенной дороги. В данном случае грузовик.
Эксперт обращает внимание, что в месте столкновения есть разметка 1.7 — прерывистая линия с коротким штрихом, которая используется для обозначения полос в пределах перекрёстка.
— Без разметки определять границы таких перекрёстков всегда сложно, но в данном случае всё однозначно — авария случилась на пересечении, поэтому вина водителя фуры есть, — уточняет Лев Воропаев.
А виновен ли водитель «Калины»? Даже субъективно кажется, что ехал он слишком нахраписто.
— Если бы всё случилось вне перекрёстка, ему бы вменили нарушение пункта 8.4 ПДД (не уступил дорогу при перестроении), но здесь у него был приоритет, — продолжает Лев Воропаев. — В любом случае ему могут вменить нарушение пункта 8.1 ПДД — не убедился в безопасности манёвра.
Инспекторы ГИБДД действительно постановили, что нарушения есть в действиях каждого водителя.
Автоэксперт Дмитрий Ларионов также склоняется к мысли о виновности водителя фуры, но считает, что тот действовал неумышленно:
— Дальнобойщик виноват, но он пытался пропустить «Калину», просто не разглядел за ней прицеп, попавший в его «мёртвую зону». Он дал проехать машине, но не прицепу.
Впрочем, есть ещё более сложные перекрёстки, и в Челябинске их полно. Вот два примера.
В обоих случаях имеем смыкание двух неравнозначных дорог, полосы которых отделены прерывистой разметкой 1.5 — она используется вне перекрёстков, в отличие от упомянутой выше 1.7. Но где тогда заканчивается пересечение проезжих частей? Знать это важно потому, что на пересечении действует жёсткое правило — уступает тот, кто изначально въехал со второстепенной дороги, даже если его оппонент, например, перестраивается.
— Очень сложный вопрос, который на практике решается превратно: как инспектор решит, так и будет, — делится опытом разбора подобных аварий Лев Воропаев. — Бывает, что для определения границ пересечения необходимо поднять схему организации движения. Один раз мы делали съёмку места с квадрокоптера, чтобы затем рассчитать границы перекрёстка.
Что касается проезда таких участков, совет автоюриста один:
— Дай дорогу дураку. На таких перекрёстках лучше перестраховаться, чем потом искать границы пересечений и доказывать свою правду в судах.
В следующем году нас ждёт радикально новая версия КоАП РФ: в нём появятся новые штрафы для водителей. Изменятся и ПДД, например, зимняя резина станет обязательной с декабря по февраль.
А вот разбор ещё одного ДТП на кривом челябинском перекрёстке. Мы регулярно анализируем подобные аварии в рубрике «Группа разбора».