В начале этого года Дамир Валиуллин купил Chevrolet Niva в автосалоне «Аспект Авто» (Блюхера, 96), пользующемся в городе неоднозначной репутацией. Внедорожник обошёлся мужчине дороже официальной цены, а через неделю перестал заводиться. Клиент потребовал от автосалона вернуть ему деньги, а затем обратился в суд, требуя также компенсацию морального ущерба в полмиллиона рублей. Подробности — в материале 74.RU.
Что за компания «Аспект Авто»
Жалобы читателей на автосалон «Аспект Авто» мы получаем с начала года, и поток не прекращается — два последних письма датированы 11 и 12 октября. Все они более-менее однотипны: клиенты жалуются на длительную волокиту при покупке автомобиля, которая изматывает их психологически, после чего они соглашаются на сделку с завышенной ценой автомобиля. Также они подписывают кредитные соглашения с высокими процентными ставками — обычно 16–18%. Формально сделка добровольная, поэтому обращения в полицию и жалобы на автосалон, как правило, результата не дают, даже если условия покупки абсурдны.
Подробности такой «технологии продаж» мы неоднократно описывали на примере как самого «Аспект Авто», так и других похожих компаний. Например, вот отчёт о тайном визите в челябинский автосалон «Миасс».
Чем недоволен Дамир
В автосалон «Аспект Авто» (ООО «Вектор Плюс») Дамир приехал 16 января 2020 года и купил Chevrolet Niva. Сам он считал, что приобретает новый автомобиль.
Сумма покупки составила 898 тысяч рублей, из которых 230 тысяч — наличные, остальное — кредит. При этом топовая комплектация Chevrolet Niva у официальных дилеров в начале года стоила 833 тысячи рублей. Сам Дамир говорит, что изначально планировал купить машину по цене чуть более 500 тысяч рублей, но поддался на уговоры и согласился на значительно большую сумму. В итоге с учётом переплаты по кредиту машина обойдётся ему более чем в миллион рублей.
Поскольку договор купли-продажи мужчина подписал добровольно, его основные претензии связаны не с завышенной ценой автомобиля.
— Автомобиль мне передавали вечером, и он сразу плохо заводился, — вспоминает он. — Сотрудник автосалона использовал какие-то приспособления, чтобы оживить мотор, и в конце концов тот заработал. Мне сказали: «Не глуши, так и езжай». Было уже поздно, поэтому я уехал. А потом, 22 января, через неделю после покупки, когда попробовал завести мотор сам, он уже окончательно забарахлил. Завести его мне удалось примерно с десятого раза, но при этом не включалась фара, а габаритные огни и поворотники не отключались. Я так думаю, проблема в сигнализации, которую они установили. На следующий день я прибыл в автосалон «Аспект Авто», где мне помочь не смогли и сказали ехать к официальному дилеру.
Дамир позвонил на горячую линию производителя, где ему рекомендовали обратиться к официальном дилеру Chevrolet Niva — компании «Сатурн». Здесь началось интересное:
— Специалист по гарантии «Сатурна» принял автомобиль, провёл компьютерную диагностику, проверил VIN и сообщил, что машина числится проданной ещё 20 октября 2019 года, то есть будто бы я не первый владелец. А потом подошёл руководитель сервисного центра и сказал, что в какой-то другой базе автомобиль вообще отсутствует. В итоге с меня потребовали отметки в сервисной книжке о том, что я действительно купил машину у компании «Аспект Авто».
Сергей Никитин, представляющий интересы Дамира в суде, добавил:
— В договоре купли-продажи автомобиля обнаружилась такая интересная ремарка в пункте «Предмет договора». Там указана расшифровка термина «транспортное средство» — это бывшее в употреблении транспортное средство, предназначенное для разукомплектования и разбора. То есть клиент считал, что покупает новый автомобиль, но по договору он фактически приобрел бэушное авто, предназначенное чуть ли не для утилизации.
Кстати, Chevrolet Niva 2019 года на вторичном рынке стоит в пределах 700 тысяч рублей.
Туманное прошлое «Шнивы»
За разъяснениями мы обратились в компанию «Сатурн», которая представляет в Челябинске как автомобили Chevrolet Niva, так и марку Lada. Напомним, что весной этого года Chevrolet Niva сменил «фамилию» и превратился в Lada Niva.
Представители «Сатурна» рассказали нам, почему в компании не взялись делать гарантийный ремонт:
— Такие работы проводит дилер, но их стоимость оплачивает производитель, и мы, со своей стороны, должны обосновать ему, что поломка связана с заводским браком и что машина действительно продана через официальную дилерскую сеть. Данный автомобиль не числится в базе данных производителя, а предоставленная владельцем сервисная книжка, во-первых, нестандартная, во-вторых, не имеет отметок о том, каким именно дилером был продан автомобиль. Эта информация важна для гарантийного обслуживания — без неё невозможно понять происхождение машины и определить, кто именно с ней работал. Мы посоветовали владельцу обратиться к продавцу, чтобы тот предоставил оригинальную сервисную книжку с указанием всех необходимых данных. После этого клиент к нам не обращался.
Другими словами, история Chevrolet Niva остаётся туманной. Согласно базе данных ГИБДД, автомобиль ставился на учёт единственный раз 17 января 2020 года самим Дамиром. Не исключено, что перед этим автомобиль был куплен напрямую с завода (как именно — неясно) в обход дилерской сети, не регистрировался в ГИБДД и был продан через автосалон «Аспект Авто», который не является официальным дилером Chevrolet Niva или Lada Niva — их список есть на официальном сайте марки.
Всё решится в суде
Дамир решил, что самое разумное — не связываться с гарантийным ремонтом, а вернуть дефектную машину продавцу.
— Я уложился в срок 15 суток, который отводится на подачу претензии, и потребовал от продавца, ООО «Вектор Плюс», вернуть мне 230 тысяч рублей, а также сумму кредита в пользу банка, — рассказывает Дамир.
Автомобиль относится к технически сложным товарам, поэтому в течение 15 суток его можно вернуть продавцу при обнаружении любых недостатков, тогда как сверх периода в 15 дней — только существенных (статья 18 закона «О защите прав потребителей»).
Дамир обратился в суд Курчатовского района, где также заявил компенсацию морального вреда в 500 тысяч рублей. Рассмотрение иска назначено на 19 октября.
— На предварительном слушании ответчик заявил, что сотрудники автосалона «Аспект Авто» созванивались со специалистами официального дилера, и те якобы обещали отремонтировать автомобиль, но по факту мы этого не видим: в гарантийном обслуживании отказано, — добавил Сергей Никитин.
Мы попытались связаться с «Аспект Авто» для получения комментариев руководства, и нам обещали предоставить комментарий позже. Мы готовы выслушать позицию сотрудников автосалона и отразить её в этом материале.
Таких случаев — десятки
Неофициальные автосалоны, которые завышают стоимость автомобиля, работают в Челябинске давно. Два года назад мы получали много жалоб на автосалон «Металл Моторс» (позже — «Лада Автоград»). Несмотря на подозрительную схему работы и массу недовольных, обращение в полицию не дало результата. Но после шумихи в СМИ одной из пострадавших вернули небольшую часть переплаченной суммы, косвенно признав вину.
Но полиция накрыла другой подозрительный автосалон «Феррум Авто» и возбудила два уголовных дела. Фигурант одного из них приговорён к условному лишению свободы и крупному штрафу.
Жалобы на «Аспект Авто» мы получаем с начала 2020 года: вот истории двух возмущённых клиентов, с которыми мы побывали в автосалоне. Попутно к нам повалили жалобы на ещё один автоцентр, «Миасс», схема работы которого оказалась очень похожа. Позже сотрудников «Миасса» повязали силовики, а сам автосалон был закрыт.
А вот инструкция, как отличить настоящий автосалон от «серого дилера», цель которого — вынудить клиента подписать договор на невыгодных условиях.