Владелец кроссовера Владимир Нестеров из Миасса столкнулся с нетипичной ситуацией: в салоне машины стала размножаться плесень. Проблема, казавшаяся сначала мелкой, переросла в длительную тяжбу с автосалоном, и в конце концов машину суд признал не подлежащей восстановлению. Руководство автоцентра при этом считает, что причина появления плесени — в манере эксплуатации автомобиля. Откуда в машинах берется плесень, разбирался сайт 74.RU.
Volkswagen Touareg нового поколения Владимир Нестеров купил летом 2018 года за 5,05 миллиона рублей и, по его словам, скоро ощутил дискомфорт из-за повышенной влажности в салоне: периодически появлялся запах и запотевали стекла. Проблема обострилась следующим летом, когда запах стал назойливым, а у дочери мужчины ухудшилось здоровье.
— Проходит время, влажность не уходит, а запах только усиливается, даже ребенок стал замечать: «Папа, чем у нас пахнет в машине?», — рассказывает Владимир. — А дальше вообще финиш: прилетаю как-то из трехнедельной командировки, сажусь в машину, а там — вонь, как будто кто-то сдох, аж глаза режет. Стал искать причину, открываю нишу багажного колеса, а там — сантиметров пятнадцать воды. Ну, думаю, и помыли мне машину на мойке...
На следующий день высушенная накануне ниша запаски снова заполнилась водой. Дело было после дождя:
— Утром сажусь в машину — опять жуткий запах, — вспоминает Владимир Нестеров. — Открываю багажник — опять ниша полная. Понимаю, что проблема не в мойке.
Автомобиль был на гарантии, и Владимир обратился в автоцентр «Гольфстрим». Там в течение лета-осени 2019 года провели несколько манипуляций: меняли уплотнение багажника, снимали обшивки крыши, уплотняли стыки герметиком. Но запах не исчезал, а салон начал покрываться плесенью, в том числе черной — она считается опасной для здоровья.
— В октябре 2019 года не по сезону обострилась аллергическая реакция у дочери, — продолжает автовладелец. — Узнав, что в машине плесень, врач областной больницы запретила дочери не то что садиться в машину, но даже подходить к ней.
Владимир обратился к дилеру еще раз, но, по его словам, специалисты «Гольфстрима» ответили: «Выявить недостаток не получается, но он не является существенным и не мешает эксплуатации автомобиля».
Тогда же, в октябре 2019 года, Владимир направил в автоцентр претензию с требованием расторгнуть договор купли-продажи, то есть фактически вернуть ему деньги, заплаченные за иномарку. Спор перерос в длительную тяжбу, и в августе 2020 года Калининский районный суд Челябинска встал на сторону автовладельца. Дилера обязали выплатить 5,05 миллиона рублей стоимости автомобиля, 450 тысяч разницы в цене с новым Touareg (прайс-лист за два года вырос), 1,5 миллиона штрафа и ряд более мелких сумм (пошлины, экспертиза и так далее). В общей сложности сумма составила около 7 миллионов рублей, но пока не выплачена — решение суда не вступило в силу, тяжба продолжается.
Почему заплесневел «Туарег»?
Позиции сторон, естественно, расходятся. Владимир настаивает, что плесень размножилась из-за высокой влажности в салоне, которая, в свою очередь, стала следствием конструктивного дефекта. Какого?
Суд назначил две экспертизы, которые выполнило ООО «Центр оценки ''Эксперт 74''». Специалист центра заключил, что вода накапливалась в багажном отсеке из-за разрыва соединения дренажного канала панорамной крыши со шлангом для стока воды. Проще говоря, вместо сливного отверстия вода текла в нишу запасного колеса.
Начальник ФБГУЗ «Медико-санитарная часть № 92 Федерального медико-биологического агентства» Алексей Селиванов, привлеченный к экспертизе, заключил, что автомобиль полностью заражен плесневелыми грибами и на внутренних поверхностях концентрация колоний достигала 64 КОЕ — этот показатель характеризует жизнеспособность микроорганизмов. Опасным считается уровень от 30 КОЕ.
Алексей Селиванов так объяснил механизм появления плесени:
— Чтобы мицелий развивался, температура должна быть выше 20 градусов, а сам процесс занимает от 12 до 20 часов. Споры могут возникнуть на любом пластике при наличии влаги и соответствующей температуры.
Специалист отметил, что для устранения плесени нужно либо кипячение деталей, либо химическая обработка, что требует практически полной разборки автомобиля.
Эксперты пришли к выводу, что, хотя первоначальный дефект (разомкнутое соединение дренажа) незначителен, развитие плесени в таком количестве является неустранимой проблемой. Минимальные затраты на восстановление автомобиля оценены в 3,15 миллиона рублей без учета стоимости антибактериальной обработки (то есть учитывались работы по разборке и сборке машины).
«Хочет поменять машину за чужой счет...»
Представители автоцентра в суде пытались оспорить факт обращения клиента в сервис летом 2019 года (суд не принял доводы), а также настаивали, что недостаток был устранен в ходе экспертизы, поэтому необходимости возвращать автомобиль нет. Суд такую позицию не принял, согласившись с экспертами, что неустранимым недостатком в данном случае является не дефектная трубка дренажа, а появление плесени на деталях автомобиля.
Генеральный директор холдинга «Планета Авто» (туда входит автоцентр «Гольфстрим») Андрей Кольцук считает, что образование плесени связано с манерой эксплуатации автомобиля, а не его конструкцией.
— Наш холдинг уже много лет занимается автобизнесом, и мы, безусловно, заинтересованы в лояльности каждого клиента, поэтому со своей стороны старались сделать всё, чтобы разрешить ситуацию, — объясняет он. — Клиент обращался к дилеру с жалобами на повышенную влажность, но именно о плесени речи не было: наши мастера искали причину накопления воды. Затем, осенью 2019 года, вдруг появляется требование вернуть автомобиль по причине образования в нем грибка. Откуда он взялся? Автомобиль не может его породить. У вас на сайте была статья про Kia с влажным салоном, но плесени в нем же не было. А здесь она откуда-то вдруг появилась. При этом нам не дали возможности разобраться.
Гипотезу о том, что причиной скопления влаги является соскочивший дренажный патрубок, Андрей Кольцук считает несостоятельной:
— Там четыре таких трубки, даже если предположить, что слетела одна, другие бы всё равно отводили воду.
Не доверяет он и выводам эксперта о причинах появления плесени.
— Что это за экспертиза? Мы не присутствовали на ней, поэтому не можем судить о том, какими методами она проводилась, — считает руководитель автохолдинга. — Так же в холодильнике при неправильной эксплуатации может появиться плесень, но никто не спешит менять холодильник и обвинять во всем его продавца.
Андрей Кольцук обращает внимание на видео, снятое при тестировании автомобиля на герметичность в другом дилерском центре. После «душа» под струей моечного аппарата была обнаружена значительная течь из-под обшивок багажника.
— Теперь зададимся вопросом: «Если машина действительно настолько негерметична, как он вообще ездил на ней?» У нее белый ворсовый потолок, на котором не видно грязных разводов, а они неизменно появились бы, если крыша действительно течет с такой силой. Он бы ездил по колено в воде. Получается, данный дефект появился перед процедурой? Тут напрашиваются определенные выводы.
В юридическом отделе компании «Гольфстрим» так прокомментировали ситуацию:
— Решение суда в законную силу не вступило. Нами подана апелляционная жалоба, она принята к производству и назначена к рассмотрению.
Заседание Челябинского областного суда назначено на 29 января.
Кто, по-вашему, прав в этом споре?
Подобные случаи не единичны: например, несколько лет назад на 74.RU обратилась владелица Kia Sportage, с потолка которого лилась капель. Стороны также разошлись во мнении: автомобилистка считала, что ей продали дефектную машину, дилер настаивал на особенностях эксплуатации (езда с включенной системой рециркуляции и пассажирами в салоне приводит к накоплению конденсата).
Кстати, даже при отсутствии заводских дефектов салон автомобиля может накапливать влагу, что приводит к обмерзанию стекол, а зимой иногда и к намерзанию корки льда под обшивками. Поэтому салон машины невредно мыть и проветривать перед постановкой на стоянку.
А вот история владельца BMW, который обвинил дилера в незаконной езде на его машине и ее порче.