В декабре 2020 года Анатолий купил за 230 тысяч рублей седан KIA Spectra 2007 года выпуска в автосалоне «КИА Центр на Копейском» (ООО «Фрагмент»). Оформив сделку, он поехал в ГИБДД ставить машину на учет, где выяснилось, что у нее неродной двигатель. Так Анатолий завис с автомобилем, который не может ни использовать, ни вернуть дилеру. Мы разобрались, кто прав в этой истории.
Почему замена двигателя — проблема?
Несколько лет назад в России отменили сверку номеров двигателя, в том числе ради упрощения их замены. Процедура, кстати, отнюдь не редкая: есть модели с «одноразовыми» моторами, для которых их замена через 8–10 лет эксплуатации — почти норма. Почему у Анатолия возникли проблемы?
— Когда мотор меняют на идентичный, ГИБДД ставит на учет без вопросов, — поясняет Анатолий, — но в моем случае оказалось, что не совпадает тип мотора: в ПТС значится двигатель S6D мощностью 101 л. с., а у меня технически такой же, но с индексом S5D и мощностью 99 л. с. Они не отличаются конструктивно, просто выпущены на разных заводах.
Но с формальной точки зрения это разные моторы, поэтому постановка такой машины на учет — в некотором смысле лотерея. Анатолий вспоминает:
— Я приехал на сверку номеров, и инспектор сказал: очистите площадку, где выбит номер двигателя. Это оказалось непросто, она вся грязная, пришлось чистить ее с помощью жидкости WD-40. После этого он сверил данные и заявил, что поставить автомобиль на учет невозможно, потому что не совпадает тип мотора. Сказал обращаться к продавцу.
Позже Анатолий нашел в машине документы о замене мотора: прежний владелец купил двигатель в 2017 году за 38 тысяч рублей.
Как зарегистрировать автомобиль после замены мотора?
Если речь о двигателе другого типа, есть два варианта. Автоэксперт Юрий Панченко объясняет:
— Вариант первый — это когда используется мотор, который в принципе на данную модель ставится на заводе. В этом случае он считается запасной частью и внесение изменений в регистрационные данные не требуется. Доказать это можно, обратившись к заводу-изготовителю и получив документ, что данная модель двигателя сертифицирована для использования на указанной модели. Если же двигатель не применялся самим заводом, то нужно проходить технические экспертизы.
Процедура очень напоминает легализацию ГБО и весьма забюрокрачена. Она требует многократных обращений в ГИБДД, на пункты ТО и в аккредитованные лаборатории, которые занимаются технической экспертизой. Помимо чувствительной стоимости (не менее 15 тысяч рублей) есть риск, что в регистрации откажут всё равно, если в процессе вскроются новые подробности. Кроме того, придется «инсценировать» установку мотора в сервисе.
— При этом есть фирмы, которые осуществляют всю процедуру от вашего лица, единственное, вам придется лично ходить в ГИБДД, — добавляет Юрий Панченко.
Случай Анатолия осложнен тем, что он купил контрактный мотор, который формально на KIA Spectra для российского рынка не ставился, поэтому риск попасть на маету с техэкспертизами велик.
А что дилер?
Анатолий обратился к дилеру, чтобы урегулировать вопрос, и ему предложили заменить машину на другую:
— Но там был какой-то старый Nissan Almera на механике, что меня не устроило, и я потребовал вернуть деньги, — говорит он. — Мне предлагали поставить машину на учет за счет их связей, но я не знаю, насколько это законно. Я отказался — зачем мне машина, которую потом не продать?
Постепенно ситуация зашла в тупик:
— Представитель салона заявил, что никого возврата денег не будет, — сетует Анатолий. — Он предложил мне идти в суд и добавил, что выиграть мне всё равно не удастся.
В ответ на письменную претензию Анатолия директор ООО «Фрагмент» Алан Джигкаев ответил следующее:
— В соответствии с договором покупатель при приемке автомобиля обязан осуществить его визуальный осмотр и общую проверку работоспособности. Согласно акту приема-передачи покупатель ознакомлен с техническим состоянием автомобиля и претензий не имеет.
Кто несет ответственность?
Хотя KIA Spectra покупалась с площадки трейд-ина в «КИА Центре на Копейском», но дилер реализовывал его по агентскому договору, то есть обеспечивал поиск покупателя и сопровождение сделки, получая за это вознаграждение (3%, но не менее 20 тысяч рублей).
Договор купли-продажи был заключен от лица предыдущего владельца. В документе указывалось, что ответственность за техническое состояние несет продавец, но не агент (дилерский центр).
Руководитель ООО «Фрагмент» Алан Джигкаев также отметил, что общество не несет ответственности за техническое состояние машины и не имеет права расторгать договор купли-продажи, заключенный с прошлым владельцем. Той же линии придерживается юридический отдел автоцентра, куда мы обратились за комментарием. Нам ответили:
— Полагаем, что претензии покупателя необоснованны. Автосалон предлагал к покупке бывший в эксплуатации автомобиль, принадлежащий иному лицу, а не собственное транспортное средство. Всю ответственность за состояние автомобиля в данном случае несет его собственник. Требований о проведении диагностики или иных проверочных мероприятий на базе дилера покупатель не заявлял, — пояснили в «КИА Центре Копейском».
Наличие агентского договора в самом деле является препятствием.
— Вопрос ответственности в случае агентских продаж решается непросто, — объясняет юрист Андрей Темников. — Например, когда массово отменялись туристические поездки из-за ковида, люди подавали в суд на агента, продавшего им тур, но суды зачастую решали, что агент несет ответственность только в пределах своего вознаграждения. Думаю, примерно такая же логика работает в этом случае, если в агентском договоре не прописана ответственность агента за состояние товара.
По мнению эксперта, Анатолию необходимо подавать в суд на обе стороны: и на бывшего владельца, который не внес изменения в регистрационные данные, и на агента (дилерский центр). Но последний, скорее всего, компенсирует только упомянутые 20 тысяч рублей за услуги.
А является ли невозможность поставить машину на учет поводом для расторжения договора?
— Безусловно, это существенный недостаток, который делает невозможным использование автомобиля по прямому назначению, — говорит Андрей Темников. — И если владелец или агент не уведомили покупателя об этом в явном виде, новый владелец имеет право отказаться от сделки.
Агентские договоры — это упрощенная форма работы с автомобилями, сданными по трейд-ину. Многие дилеры выкупают автомобиль у клиента, что облекает их большей ответственностью перед следующим покупателем. В любом случае, покупая подержанный автомобиль, сверяйте тип мотора с тем, что указан в ПТС в графе «Модель, № двигателя».
Должен ли дилер (агент) нести ответственность за автомобиль в данном случае?
Вот еще пара историй необычных проблем с дилерами. Салон нового Volkswagen внезапно покрылся плесенью. А владелец BMW обвинил дилера в том, что тот «угнал и сломал» его автомобиль.