Очень показательное ДТП случилось в Волгограде: подполковник Росгвардии Алексей Шашкин на Toyota Highlander зацепил мальчика и скрылся с места аварии. Но скрылся не сразу: сначала он запарковал машину, чтобы выяснить состояние ребенка, но тот, испугавшись, ушел. После сетевого ажиотажа, поднятого мамой мальчика, подполковника нашли и обвинили не только в наезде, но и в оставлении места происшествия. Мы спросили автоэксперта, заслуженно ли.
Авария случилась на пересечении улиц Балонина и Новороссийской. Мальчик переходил дорогу по нерегулируемому переходу. Highlander поворачивал налево, срезая угол, и в итоге толкнул ребенка левым крылом. Водитель затормозил, открыл дверь, затем запарковал машину у тротуара, но ребенок не остановился. Преследовать его Алексей Шашкин не стал, решив, видимо, что инцидент исчерпан.
Однако травмы мальчика оказались достаточно серьезными, и в итоге он попал в больницу. Мама ребенка распространила в соцсетях пост, опасаясь, что подполковник Росгвардии замнет историю.
— Гражданин правоохранительными органами задержан не был, а также не был отстранен от службы, — рассказала она сайту V1.RU. — Он позвонил мне, но не учел, что я детьми не торгую. Теперь он изо всех сил пытается решить вопрос через все возможные чины. И моим единственным ресурсом остаются люди и огласка. Прошу помочь и максимально распространить информацию.
В итоге против подполковника возбудили два административных дела: за аварию с пострадавшим (статья 12.24 КоАП) и оставление места ДТП (часть 2 статьи 12.27 КоАП). За побег ему грозит лишение прав на срок до полутора лет или административный арест до 15 суток. Наказание по статье 12.24 КоАП зависит от серьезности травм: в случае среднего вреда здоровью это штраф до 25 тысяч рублей и лишение прав на срок до 2 лет. Кроме того, водитель обязан компенсировать любой ущерб пострадавшей стороне вне зависимости от своей виновности — статья 1079 ГК РФ. Мировой судья, рассматривавший дело, решения не принял и направил материалы в Волгоградский гарнизонный военный суд, поскольку фигурант — сотрудник Росгвардии.
Сам инцидент не вызывает вопросов — вина подполковника в наезде очевидна. А вот его поведение после аварии вызвало споры. Часть комментаторов обвинили маму ребенка в попытках раздуть скандал, а самого водителя посчитали невиновным, поскольку он не пытался уехать с места ДТП мгновенно.
Однако с юридической точки зрения он всё же допустил серьезное правонарушение.
— Ситуация однозначная, — уверен автоюрист Николай Попов. — Водитель был обязан вызвать ГИБДД и не покидать место ДТП. Поведение ребенка в той ситуации значения не имеет: оно может быть последствием шока. И какие могут быть претензии к лицу, которое в силу закона не является дееспособным?
В принципе, если обошлось без травм и порчи одежды, инцидент не считается ДТП, поскольку одним из критериев является наличие ущерба здоровью или имуществу граждан. Но если пешеход скрылся, у водителя не может быть полной уверенности, что тот не пострадал, поэтому сообщать в полицию нужно в любом случае.
— В данном случае даже при отсутствии травм ребенка вред мог возникнуть в виде морального вреда, так как наезд всё-таки произошел, поэтому событие в любом случае следует отнести к дорожно-транспортному происшествию. Несмотря на достаточно узкое определение этого понятия в ПДД, из совокупности норм, в том числе статьи 1079 ГК РФ, следует считать, что ДТП всё-таки случилось, — уверен Николай Попов.
Бывают и ситуации, когда травмы симулированы — пешеход, очухавшись, оформляет необходимые справки и тянет с водителя деньги. Именно поэтому даже при полной уверенности, что пешеход здоров, лучше заявить об инциденте.
Кстати, при таких авариях не действует европротокол — схема без вызова ГИБДД касается только столкновений двух автомобилей.
А как квалифицировать тот факт, что сразу после удара подполковник убрал машину с проезжей части? Ведь формально водитель должен оставить автомобиль на месте, чтобы облегчить расследование. Однако это нарушение квалифицируется по более мягкой части 1 статьи 12.27 КоАП и грозит штрафом 1000 рублей (при условии, что полиция потом была вызвана). Впрочем, бывают и исключения.
— Важный момент: если водитель отъехал с умыслом, то есть пытался усложнить разбор ДТП и оспаривает вину, которая всё-таки была установлена, то можно натянуть на часть 2 статьи 12.27 КоАП с лишением прав. Если же отъезд был связан с необходимостью освободить проезжую часть или по иным логичным мотивам, то да — это часть 1 указанной статьи и штраф, — подытоживает Николай Попов.
Вне зависимости от поведения ребенка и его мамы действия подполковника считаются грубым нарушением ПДД. Но возможны и более серьезные последствия: если пешеход получил тяжелые травмы или погиб, побег с места аварии влечет то же наказание, что и ДТП в пьяном виде (ответственность ужесточили в 2019 году). И разница здесь существенная: например, при тяжелых травмах пешехода оставшийся на месте водитель рискует лишиться свободы на срок до 2 лет, а в случае побега — до 7 лет (статья 264 УК РФ).
Стоит ли лишить прав водителя Toyota Highlander за оставление места ДТП?
Мы уже описывали алгоритм действий после ДТП, который лучше запомнить.
А это пример очень тяжкого ДТП, виновнику которого за побег грозит 15 лет лишения свободы.
В рубрике «Группа разбора» мы каждую неделю анализируем спорные инциденты. Вот, например, разбор странного конфликта челябинского маршрутчика с автомобилистом.