Авто Всё о самокатах Группа разбора эксклюзив Самокатом — под статью: южноуральца отправили под арест за езду пьяным на кикскутере

Самокатом — под статью: южноуральца отправили под арест за езду пьяным на кикскутере

Жителю Челябинской области грозило лишение прав, но у него нет водительского удостоверения

Электросамокаты выглядят игрушками, но за нарушения грозят «взрослые» статьи КоАП

Владимир попался сотрудникам ГИБДД нетрезвым за рулем самоката, но ввиду ничтожности инцидента от медосвидетельстования отказался и вину особенно не отрицал. В итоге мировой судья назначил мужчине наказание по одной из «пьяных» статьей КоАП — 12.26, по которой грозит штраф в 30 тысяч рублей и лишение прав на полтора-два года. Но, поскольку водительского удостоверения у нарушителя нет в принципе, ему назначали 10 суток ареста. Насколько обоснованно применять статьи водительского раздела Административного кодекса к самокатчикам, мы спросили у юриста.

В Челябинске интерес к самокатам обострился из-за появления в городе сразу двух сервисов кикшеринга Urent и Whoosh, один из которых мы недавно протестировали. А ввиду грядущего перекрытия города из-за ремонтов может вырасти спрос и на владение такой штуковиной. И одна из мотиваций, которую часто оглашают потенциальные владельцы: на таком хоть пьяным езди.

Так думал и Владимир, пока 23 апреля 2021 года сотрудники ГИБДД не задержали его с явными признаками опьянения. Алкометр показал 1,19 мг/л алкоголя, что соответствует средней степени подшофе. Мужчина управлял самокатом Kugoo M4 c двигателем мощностью 0,5 кВт, что важно — от мощности мотора зависит классификация транспортных средств.

Самокат Kugoo M4 имеет мощность 500 Вт и развивает скорость до 40 км/ч. Согласно ПДД, это мопед

Ехать на освидетельствование Владимир отказался, поскольку и оспаривать нарушение не собирался. Протокол оформили по схеме, как если бы он управлял, например, автомобилем. Дело ушло к мировому судье, который вменил мужчине часть 2 статьи 12.26 КоАП: отказ от медосвидетельствования водителем, не имеющим права управления.

Судья указал, что транспортное средство относится к мопедам: мощность укладывается в диапазон 0,25–4 кВт, а скорость не превышает 50 км/ч, поэтому, согласно ПДД, электросамокат действительно подходит под определение мопеда. При этом пункт 2.7 Правил дорожного движения запрещает водителю управлять транспортным средством в состоянии опьянения, не конкретизируя тип этого средства. Под них попадают и велосипеды (в том числе электробайки мощностью до 0,25 кВт), но для последних в КоАП есть отдельные статьи, поэтому пьяным велосипедистам грозят лишь штрафы. А вот с самокатчиками сложнее: их могут наказать не только за езду пьяным, но и, например, за движение по встречной полосе, если это запрещено (штраф 5000 рублей или лишение прав).

Владимира не лишили прав только потому, что их у него попросту не было. А если бы права были?

— В этом случае применялась бы первая часть той же статьи 12.26 КоАП, то есть ему бы грозил штраф 30 тысяч и лишение прав на срок до двух лет, — объясняет автоюрист Лев Воропаев.

Идет ли речь только о мопедных правах категории М или о всех категориях сразу?

— О всех категориях сразу, — подчеркивает эксперт. — Это называется лишение специального права, и в данном случае нет дифференциации по категориям. Если водитель самоката имеет водительские права любой категории, например самой популярной В, то его лишат прав и на легковой автомобиль, что разъяснено Верховным судом РФ уже давно, более 15 лет назад, — добавляет он.

Юрист признает, что практика спорная, потому что электросамокат и классический мопед — всё же разный транспорт. Получается, водителей электросамокатов можно наказывать и за езду без нужной категории прав, хотя о таких прецедентах пока неизвестно. Кроме того, за повторную езду пьяным грозит уже уголовная ответственность, так что, в теории, нетрезвый самокатчик может накатать на реальный срок лишения свободы.

Лев Воропаев рассказывает, что изначально к нему обратился не сам Владимир, а владелец электросамоката, на котором тот ехал. У хозяина самоката водительские права есть, и теперь он боится, что они «отлетят» за передачу управления лицу в нетрезвом состоянии (часть 2 статьи 12.8 КоАП).

— Но здесь ситуация пограничная, потому что самокат не регистрируется на владельца, как автомобиль, и, если управляющий им человек не сдаст своего друга, в принципе, проблем быть не должно, — говорит автоюрист. — Но, конечно, если он в объяснительной напишет, что ехал на самокате, принадлежащем такому-то лицу и с его разрешения, владельца могут привлечь к ответственности.

Интерес ГИБДД к самокатам усилился в последнее время из-за роста их популярности, и прецеденты с лишением прав уже случались: например, осенью прошлого года районный суд в Казани наказал нетрезвого самокатчика Дмитрия Хотухова. Но суд вышестоящей инстанции отменил это решение.

В управлении ГИБДД Челябинской области подтвердили, что проблема самокатчиков пристально изучается, хотя единого понимания, как ее решать, пока нет — практика только нарабатывается. В Госавтоинспекции рекомендовали водителям самокатов избегать движения по проезжей части и соблюдать ПДД, потому что поблажек для электросамокатчиков (в отличие от велосипедистов) нет. Кстати, езда по тротуару формально не избавляет водителя самоката от ответственности за езду пьяным, потому что тротуар также является частью дороги.

Упорядочить вопрос должны поправки в ПДД, предложенные Минюстом. В них добавляется новое понятие — средства индивидуальной мобильности (СИМ), под которые попадает весь промежуточный транспорт: электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, скейты и даже ролики. Впрочем, остаются и спорные моменты, например, приоритетной зоной для СИМов предлагается сделать тротуары (что опасно для пешеходов), ограничив скорость 20 км/ч.

Нужно ли приравнивать электросамокаты к механическим транспортным средствам?

Да, правила едины для всех
Что за бред? Они же типа велика

А пока имейте в виду, что безобидный с виду самокат с точки зрения закона мало чем отличается от мопеда. И наказание за нарушение ПДД — вполне серьезное.

Весной этого года в России состоялась большая реформа техосмотра. Одно из ее следствий — кампания по отлову водителей с нелегально полученными диагностическими картами.

Будьте внимательны на парковках: в Челябинске эвакуируют машины из-под нового знака «Инвалид».

Столкнулись с проблемами в автомобильной (или самокатной) жизни? Пишите нам!
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления