Прохождение техосмотра перед покупкой ОСАГО станет добровольным уже в августе этого года: Госдума одобрила нужные поправки в окончательном чтении. А значит, до введения мартовских штрафов у автомобилистов исчезает главный мотив к получению диагностической карты. Попутно появилась версия, что страховые получат отличный инструмент для обогащения — регресс (возврат выплаты) в отношении автомобилистов, не прошедших технический осмотр. Так ли это, мы спросили эксперта.
Чем опасен регресс
Регресс — это особая процедура, которую страховщик может применить к своему клиенту при нарушении определенных условий страхования. Они изложены в главе 14 закона об ОСАГО: в частности, в пункте «и» — об отсутствии действующей диагностической карты.
Применительно к ОСАГО регресс выглядит так: автомобилист попадает в ДТП, страховая компенсирует ущерб пострадавшим, а затем взыскивает эквивалентную сумму с самого автомобилиста через суд, если у того были нарушены правила страхования. Подобная практика поставлена на поток, например, в отношении нетрезвых участников ДТП.
Регресс за отсутствие техосмотра уже применялся страховыми после прошлогодней карантинной паузы: тогда временно разрешили продавать полисы ОСАГО без диагностической карты под обязательство пройти техосмотр до 30 сентября 2020 года. Тем, кто забыл это сделать, грозило знакомство с этой процедурой.
Для автомобилистов регресс крайне неприятен, потому что, помимо прочего, оспорить размер требуемой компенсации весьма проблематично.
Что будет после 22 августа
Те, у кого полис ОСАГО истечет после этой даты, смогут обратиться в страховую, не проходя техосмотр. При этом сама процедура остается в силе, но переходит в статус добровольных. Очевидно, что желающих приехать на пункт техосмотра и отстоять там минимум полчаса (по нормативам) найдется немного. В связи с этим возникла версия, что страховые будут массово применять пункт о регрессе ко всем виновникам ДТП, не прошедшим техосмотр.
— Подобная процедура действительно предусмотрена в законе об ОСАГО, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — Но, если мы говорим о личном транспорте, причиной ДТП должна быть техническая неисправность. Установить этот факт может автотехническая экспертиза, которая проводится в основном лишь по уголовным делам в рамках судебного разбирательства. То есть на практике регресс по данному пункту — большая редкость, и вряд ли что-то изменится.
Эксперт подчеркивает, что техническая неисправность крайне редко становится официальной причиной «легковых» ДТП: инспектору проще написать, что водитель не справился с управлением, чем строить гипотезы насчет поломки рычага подвески или отказа тормозов.
Иногда автомобилисты сами настаивают, что причиной была именно поломка, а не их манера езды, но и здесь доказать факт неисправности достаточно сложно. А потому перспектива регресса в отношении частников, не прошедших техосмотр, по мнению Льва Воропаева, практически нулевая.
— То есть теоретическая возможность, но это ни в коем случае не относится к любому ДТП, — подытоживает эксперт.
А вот для коммерческого транспорта ситуация иная. Автобусы, такси, грузовики обязаны иметь диагностическую карту, а ее отсутствие является основанием для регресса, даже если авария случилась из-за нарушения правил, а не технической неисправности.
Вернется ли техосмотр
Будущее самого техосмотра теперь туманно. С сентября 2021 года по февраль 2022 года наказаний за его отсутствие не предвидится. В марте 2022 года в КоАП РФ должен появиться штраф за езду без действующей диагностической карты в размере 2000 рублей. Выявлять нарушение смогут камеры, а частота штрафов — один раз в сутки. Изначально планировалось ввести эту поправку уже в этом году, но неготовность пунктов техосмотра вынудила власти сместить сроки на год.
А в июне 2021 года МВД РФ выступило с инициативой об отмене обязательного техосмотра для легковых автомобилей, и пока неясно, насколько всерьез ее воспримут законотворцы. С одной стороны, начавшаяся реформа техосмотра дала первые плоды, например, почти исчезли нелегальные «продавцы» техосмотра, а их клиентов лишают диагностических карт заочно. С другой стороны — мишустинская полугодовая отсрочка существенно снизила поток машин на пункты технического осмотра, позволив избежать очередей и хаоса, которые могут вернуться в марте 2022 года, если гайки затянут окончательно.
Пока же продолжают действовать нынешние правила: для оформления полиса ОСАГО необходим техосмотр. Но диагностические карты, действие которых заканчивается до 30 сентября, автоматически продлеваются на полгода, то есть де-факто техосмотр уже без пяти минут отменен. Проверить актуальность вашей карты и срок ее действия можно с помощью онлайн-сервиса ГИБДД.