Распространение получила практика накручивания стоимости новой машины за счет «скрытых услуг»: редакция 74.RU получила сразу несколько жалоб от клиентов, покупавших машины в автосалонах Челябинска и Екатеринбурга. Схема несложная: помимо самого автомобиля, в неявной форме клиенту продают сертификаты или договоры, текстовки которых звучат как китайская грамота — ниже мы приведем примеры. Что важно, есть и положительный опыт аннулирования таких сделок, хотя это и непросто. Разбираемся с экспертами, на что обратить внимание при покупке автомобиля.
«Накрутили 500 тысяч рублей...»
Житель Златоуста Сергей планировал купить машину за миллион рублей и на сайте автообъявлений увидел рекламу нового Haval Jolion за 1,07 миллиона. Кстати, минимальная стоимость которого у официальных дилеров составляет 1,259 миллиона, то есть иномарку предлагали по цене ниже рынка. Якобы она была в наличии в компании «Авто-Люкс» в Челябинске (улица Кожзаводская, 100, юрлицо — ООО «ВЕКТОР ПЛЮС»).
— Я набрал номер салона, расспросил про машину и условия кредитования, и через какое-то время мне перезвонили и сказали, что моя заявка на кредит одобрена в двух банках, — рассказывает Сергей. — Я поехал в «Авто-Люкс», но нужного Haval Jolion в наличии не оказалось.
Вместо этого Сергея стали уговаривать посмотреть Chery Tiggo 7 Pro и предложили пройти на ней тест-драйв, а перед этим дали на подпись некую заявку в банк, дескать, чтобы потом не терять время.
— Там вроде бы действительно была заявка в банк, но документов было много, так что я не вчитывался в каждый нюанс, — вспоминает Сергей. — На машине мы прокатились, она мне не понравилась, и я сказал, что не буду покупать.
И тут начались странные вещи. Настроение менеджеров резко изменилось, и они вдруг заявили, что он обязан купить «Чери» за сумму порядка 2 миллионов рублей (у официальных дилеров автомобиль стоит от 1,6+ миллиона).
— Я растерялся, тем более что в салоне мы провели уже много часов, — признается Сергей. — В итоге мне сказали, что у меня есть только одна альтернатива — выбрать машину подешевле. Тогда я остановился на Chery Tiggo 4.
Согласно договору купли-продажи, стоимость автомобиля составила 1,73 миллиона рублей. Судя по акту осмотра транспортного средства, «Чери» был в комплектации Comfort, и официальные прайс-листы компании предлагают этот автомобиль за 1,23 миллиона, то есть переплата составила порядка 500 тысяч рублей. Ежемесячный платеж по кредиту составил 31 тысячу рублей, хотя изначально Сергей рассчитывал платить не более 17–20 тысяч.
Документальное словоблудие
Сергею выдали множество документов, которые, по версии менеджеров, объясняют причину повышения цены.
— Мы уже были там часов десять, и я плохо соображал, а они говорили нам, что вот на этот платеж вообще не обращайте внимания, это нужно просто для банка, а вот этот платеж вам потом вернут, — говорит он. — Я как вспомню про это, меня аж трясет, но в тот день мы очень устали, да еще висела угроза купить более крупный «Чери» за 2 миллиона рублей.
Среди бумаг Сергей обнаружил, например, некое соглашение под названием «Условия независимой гарантии "Программа 4"» стоимостью 66 тысяч рублей. Понять смысл этой услуги проблематично, цитируем: «Гарант (ООО «Д.С. Дистрибьютор») предоставляет Бенефициару по поручению Клиента безотзывную независимую гарантию исполнения договорных обязательств Клиента по Договору потребительского кредита (займа), заключенного между Клиентом и Бенефициаром в соответствии с выбранным клиентом планом».
Мы позвонили в компанию «Авто-Люкс» с просьбой прокомментировать смысл «Программы 4». Трубку взяла представитель кредитного отдела: соединять с руководителем отдела продаж она отказалась, равно как не стала комментировать сама, сославшись на непонимание того, о каком именно деле идет речь. Мы предложили найти документы по фамилии клиента, но по каким-то причинам это оказалось невозможно. Мы готовы отразить в статье точку зрения руководства компании «Авто-Люкс».
Автоюрист Наталья Усова, ознакомившись с ситуацией Сергея, обращает внимание, что в самом платежном поручении 66 тысяч рублей проведены с пометкой «Оплата за дополнительное оборудование». Еще в одном платежном поручении — уже на 131 тысячу рублей в пользу некоего ООО «Брокер» — в назначении указано: платеж за поручительство в обеспечении договора. За счет таких наценок, судя по всему, и формируется завышенная стоимость автомобиля относительно прайс-листов официальных дилеров.
— Если честно, не только клиенту, но даже юристам сложно понять смысл этих документов, — говорит Наталья Усова. — Документы сформулированы таким образом, что осмыслить их и разобраться, кому и за что мы переводим деньги, очень проблематично.
Сама по себе схема не нова: мы уже описывали десятки историй челябинцев, которые покупали автомобили за совершенно несуразные деньги. В фокус внимания уже попадал и салон «Авто-Люкс» на улице Кожзаводской.
Впрочем, в последнее время появился и некоторый элемент новизны: например, всё чаще в таких делах фигурируют так называемые опционные договоры, как в случае Сергея.
«Мы оплатим кредит за вас...»
Специалист юридической компании «Центурион» Анна Шефер рассказывает, что в последние месяцы к ним обратилось сразу несколько клиентов, которым при покупке автомобиля в разных салонах Челябинска и Екатеринбурга помимо самого автомобиля продают некие «дополнительные услуги», в том числе через опционные договоры.
— Это особая форма договоров, прописанная в Гражданском кодексе, — объясняет Анна Шефер. — В конкретных случаях они предусматривают, что в случае невозможности клиентом платить за автомобиль он передает его фирме, с которой заключен опционный договор, а фирма закрывает за него кредит.
То есть договор выглядит как страховка от неплатежеспособности, но, по словам специалиста, особенного смысла в ней нет:
— Например, у нас было дело против автосалона «НакАвто» (Екатеринбург), где с клиента за подобную страховку взяли 72 тысячи рублей, — рассказывает она. — Но зачем платить эти деньги? В случае невозможности гасить кредит клиент может договориться с банком и продать автомобиль самостоятельно, поэтому как минимум цена услуги выглядит завышенной.
Компании удалось оспорить опционный договор, и суд Копейска постановил, что ответчик, ООО «Авто-Защита», обязан не только вернуть всю сумму, но также заплатить неустойку, штраф за отказ в добровольной компенсации, компенсацию морального вреда и покрыть услуги юриста. В общей сложности — 113 тысяч рублей.
Но это удается не всегда: Анна Шефер объясняет, что практика оспаривания опционных договоров еще не устоялась, и совсем не факт, что она сложится в пользу клиентов.
— Опционные договоры являются проблемой, потому что, если смотреть исключительно Гражданский кодекс, сумму опциона вернуть нельзя, — говорит она. — И в суде мы апеллируем в том числе к закону «О защите прав потребителей» и говорим, что потребитель — более слабая сторона во взаимоотношениях с поставщиком услуг. Также мы указываем, что условия сделки не указывались в явном виде и клиент получал на руки только сертификат. В данном случае суд Копейска встал на нашу сторону, но нет гарантий, что так будет всегда.
Чем плохи сертификаты юруслуг
Анна Шефер рассказывает, что другой популярной услугой являются сертификаты на предоставление юридических услуг.
— К нам обратилось несколько клиентов с так называемыми сертификатами «Ультра 24», которые стали популярны. Они вроде бы обещают юридическую помощь на дороге, но не только — в договоре прописан широкий спектр услуг вплоть до налогового вычета. Стоимость их составляет от 60 тысяч до 144 тысяч рублей, — говорит эксперт.
— Но, может быть, сертификаты в самом деле действуют?
— Я в этом сомневаюсь. С одной стороны, суммы очень большие, и даже если у человека случится какая-то ситуация, требующая вмешательства юристов, вряд ли она обойдется ему в сотню тысяч. Кроме того, почти все эти организации находятся в Москве, а провайдером услуг является компания в Ульяновске или Иркутске. Думаю, наивно полагать, что, если к ним обратиться, они реально решат чью-то проблему в Челябинске.
В отличие от опционных договоров, подобные сертификаты аннулировать чуть проще — расторгнуть соглашение можно в одностороннем порядке, если заказчик не нуждается в услугах. Но, по словам Анны Шефер, автосалоны, как правило, не реагируют на претензии, и в любом случае приходится идти в суд.
Сейчас в юридической компании «Центурион» находится сразу несколько подобных дел: есть и клиент «Авто-Люкса», которому продали как раз сертификат «Ультра 24». Провайдером услуг является московское ООО «Север», а стоимость сертификата составляет упомянутые 144 тысячи рублей.
— Мы направили в компанию «Авто-Люкс» претензию, но она оставлена без ответа, поэтому мы обратились в суд, — продолжает Анна Шефер. — Помимо суммы сделки мы требуем неустойку в 38 тысяч рублей, штраф 50% от присужденной суммы, моральный вред 10 тысяч рублей и оплату юридических услуг в 16 тысяч.
Еще один клиент с сертификатом «Ультра 24» покупал машину в автосалоне «Владис-Авто» (Челябинск, Блюхера, 123в): провайдер услуг ООО «Максимум» находится в Иркутске, а стоимость сертификата составляет почти 97 тысяч рублей. Письменная претензия также оставлена без ответа, подано исковое заявление в суд Копейска.
Это далеко не полный список таких дел, но общий смысл понятен: помимо автомобиля клиенту продают ряд дополнительных услуг с непрозрачными условиями.
— Причем есть клиенты, которые уезжают из автосалона сразу с четырьмя такими сертификатами, — подытоживает Анна Шефер.
Наталья Усова, в свою очередь, рассказывает о главной сложности в таких делах:
— Обычно эти сертификаты идут не от лица самого дилера, а от неких ООО, которые за время судебных заседаний просто прекращают свою деятельность. У меня было выигранное дело, и мы успели по решению суда взыскать с ответчика одну сумму (60 тысяч), но вторая сумма, порядка 90 тысяч, зависла в связи с ликвидацией компании.
Мы неоднократно описывали схему работы автосалонов, которые специализируются на психологическом изматывании клиентов. Обычно они рекламируют машины по аномально низким ценам, но после приезда в автосалон клиент обнаруживает, что нужного автомобиля нет в наличии, зато есть другой. Нередко клиентов под разными предлогами держат в салоне по 10–12 часов, а когда они теряют способность мыслить критически, убеждают подписать документы на покупку заведомо более дорогой машины. Стоимость увеличивается либо за счет прямой наценки, либо за счет продажи дополнительного оборудования или услуг. Во всех случаях автомобили продают в кредит, что дает менеджерам автосалона возможность нагрузить клиента суммой, которую он бы никогда не отдал наличными. По нашему опыту, переплата в таких сделках составляет от 100 тысяч до 600 тысяч рублей. Вот, например, история челябинки, которая отдала лишние 400 тысяч за скромный Datsun.
Периодически в ситуацию вмешивается полиция, например, в Челябинске закрыли автосалон «Миасс», а ранее — «Феррум-Авто». Но другие автосалоны продолжают работать, периодически меняя вывески и адреса.