Обстановка в дилерских шоурумах всё больше напоминает дурной сон: в условиях глобального дефицита машин их цена сражает наповал даже экспертов авторынка, не говоря уже об обывателях. Например, ниже — фотография прайс-листа на компактный кроссовер Kia Seltos одного из дилеров марки в Петербурге. Цена беззастенчиво начинается от 2,1 миллиона рублей при официальном уровне в 1,3 миллиона, то есть «дилерская наценка» — сразу 800 тысяч. И пример отнюдь не единичен. О том, что происходит на авторынке и когда ждать его нормализации, мы спросили представителей бизнеса и экспертов.
А вот еще пара примеров. В Новосибирске некогда бюджетный Volkswagen Polo продают за 1,861 миллиона рублей в средней комплектации Respect с 1,6-литровым мотором и механической коробкой передач: по прайсу такая машина должна стоить 1,1 миллиона. Renault Logan теперь стоит около миллиона, причем такие деньги просят за версию с 82-сильным мотором: цена объясняется пакетом допов почти на 170 тысяч.
Немногим лучше дела у «Лады». Мы позвонили одному из самарских дилеров АВТОВАЗа с вопросом, есть в наличии недорогие седаны Vesta. Оказалось, есть: нам предложили красный автомобиль в версии Comfort за 1,011 миллиона рублей, хотя по прайсу он вроде бы должен стоить 857 тысяч. Чем объясняется наценка в 154 тысячи? Во-первых, пакетами заводского оборудования (Winter Enjoy), во-вторых, дилерскими опциями на 70 тысяч. Есть, правда, и «Весты» подешевле, от 881 тысячи, но уже без кондиционера. А если время терпит, можно подождать около трех недель, когда ожидаются поставки нескольких машин в начальных комплектациях с допами по цене 910–940 тысяч рублей. Правда, эта цифра в договоре не фиксируется, то есть стоимость может измениться в любой момент.
Срок поставки машины под заказ увеличились до 4–7 месяцев, причем без каких-либо гарантий. А потому вернулись такие забытые явления, как продажа места в очереди. Так, в Москве за бюджетный Volkswagen Polo стоимостью 1 336 000 рублей нужно будет отдать 30 000 рублей, если хотите поставку в течение месяца. В Челябинске за кроссовер Toyota RAV4 стоимостью 2 120 000 рублей просят 50 000 рублей гонорара. В Тюмени, по данным сервиса «Авито», готовы отдать место в очереди на дорогостоящий Toyota Land Cruiser Prado уже за 100 000 рублей. В Санкт-Петербурге можно получить место на кроссовер Volkswagen Taos стоимостью 2 400 000 рублей за 60 000 рублей.
А средневзвешенная цена автомобиля в России впервые превысила планку в 2 миллиона рублей: для сравнения, еще в начале года она была на уровне 1,6 миллиона.
Что вообще происходит?
Причина эскалации цен общеизвестна: дефицит автокомпонентов (в частности, микропроцессоров) привел к существенному сокращению производства машин и ограниченному предложению у дилеров. Так, за первые девять месяцев 2021 года рынок не досчитался более чем 200 тысяч автомобилей — производство упало на 20,5%. В сентябре оно сократилось еще сильнее — уже на 25%.
Страдает не только Россия, продажи автомобилей по всему миру в сентябре упали на 20,3%, а европейский авторынок показал худший результат с 1995 года.
Наша страна — заложница общемировых тенденций. Например, марка SKODA сокращает или останавливает производство на большинстве европейских заводов до конца года: рабочие в этот период займутся досборкой уже готовых машин, которые не отгружены в дилерскую сеть из-за их недоукомплектованности рядом электронных компонентов. Попутно будет снижен и объем производства на российских заводах SKODA и Volkswagen, пишет агентство «Автостат».
Относительно хорошо в кризис держался корейский дуэт Hyundai и Kia: им удалось сохранить рыночную долю и обойтись без корректировок годового плана производства на питерском заводе компании (230 тысяч машин в 2021 году). Тем не менее в первую неделю ноября завод встанет на паузу, хотя причину такого решения в компании не называют.
Продолжает лихорадить АВТОВАЗ: после тяжелого лета с затянувшимся корпоративным отпуском завод вроде бы возобновил производство популярных моделей осенью, но в октябре был вынужден останавливать конвейеры несколько раз, причем на паузу вставали в основном производства в родном для завода Тольятти: это линии по выпуску Lada Granta, «Нива», а также моделей на платформе B0 (Lada XRAY, Largus, а также Renault Logan и Sandero). В конце октября дилеры вынуждены были остановить прием заказов на Lada Niva Legend.
Если Lada, то с допами
Дошло до того, что с ноября АВТОВАЗ в принудительном порядке обяжет дилеров продавать автомобили с пакетами опций. Самое интересное, что в контексте ситуации эта новость выглядит скорее хорошей: завод пытается сделать продажу допов более прозрачной. Ситуацию объяснил генеральный директор одного из крупных дилерских центров Lada в регионе:
— Да, действительно при последней корректировке прайса на АВТОВАЗе не просто изменили стоимость автомобилей, а добавили некоторые аксессуары в базовое исполнение. В частности, на автомобилях будут установлены: коврики салона и багажника, амортизаторы капота, защитные дефлекторы на стыке капота и ветрового стекла, дефлекторы окон, защитные сетки радиатора в переднем бампере. Также автомобили будут укомплектованы автонаборами. Стоимость с перечисленными выше аксессуарами будет увеличена на 15–30 тысяч рублей в зависимости от модели и комплектации.
В теории завод мог бы ставить подобное оборудование на конвейере, но тогда бы потребовалось внесение изменений в конструкцию автомобиля и корректировку ОТТС.
— При новом подходе дилерам производится отгрузка необходимых аксессуаров в объеме, соответствующем плану продаж автомобилей, — продолжил специалист. — Дилер продает автомобили с предустановленными аксессуарами по фиксированной цене.
На фоне общей лихорадки такой подход выглядит без пяти минут честным: по крайней мере, клиент получит вполне конкретный набор опций по заранее анонсированной цене.
Кстати, Lada Granta оказалась одной из наиболее пострадавших моделей на рынке: из-за нехватки блоков АБС поставки модели в сентябре сократились на две трети (-69%). Примерно на столько же просели и продажи «Нивы».
Когда ждать облегчения
Опрошенные нами эксперты и представители дилеров склоняются к мнению, что как минимум до конца года ситуация радикально не изменится.
— К сожалению, пока всё только усугубляется, — рассказал коммерческий директор группы компаний «Регинас» (бренды Skoda, Nissan, Hyundai, Kia, Mitsubishi, Haval и другие) Сергей Попов. — Из наших брендов уровень поставок пока соответствует спросу у китайских брендов, в частности, Haval: на заводе в Туле планируют вводить уже третью смену и нарастить объемы производства почти в два раза по сравнению с первым полугодием.
К слову, китайские марки Haval и Chery — единственные из брендов первой двадцатки, кому в сентябре 2021 года удалось существенно увеличить продажи (в 2,3–2,5 раза). При этом лидеры рынка существенно потеряли: АВТОВАЗ сбыл вдвое меньше машин, чем год назад, Renault снизила отгрузку на 46%, SKODA — на треть.
Заместитель главного редактора журнала «За рулем» Максим Сачков считает, что не стоит ждать облегчения ранее следующего лета:
— Ситуация плохая — это факт, — констатировал он. — Она плохая для покупателей, но и дилеры начинают уставать от дефицита автомобилей. По инсайдерской информации, некоторым дилерам приходится буквально выбивать машины у дистрибьюторов, доходит чуть не до драки. Поэтому на рынке ощущается дефицит машин и, как следствие, растут цены.
Эксперт считает, что строить прогнозы сейчас сложно, но быстрой разрядки не наступит:
— По оптимистичным оценкам, какие-то улучшения возможны к лету, но если рынок новых машин имеет шансы «откатиться» назад и снизить цены, то вторичка, скорее всего, останется на нынешнем уровне. А сейчас машины в возрасте 3–4 года продают по ценам, которые просят за такие же новые машины по прайсу.
И это действительно так: например, трехлетки Hyundai Creta первого поколения в версии с 1,6-литровым мотором и передним приводом стоят в районе 1,2–1,4 миллиона рублей. За эти деньги по прайсу можно купить уже модель нового поколения 2021 года выпуска, с одной оговоркой — сейчас никто не торгует строго по прайсу.
Максим Сачков также подчеркнул, что ситуация меняется в режиме «живого времени», и говорить о более или менее успешных марках не приходится: даже если сегодня у какого-то производителя есть запас машин, всё может измениться за одну неделю.
Помимо дефицита микропроцессоров жизнь автопроизводителям осложняет подорожание энергоресурсов и нехватка магния, 90% которого производит Китай.
Покупатель теряет интерес
Наблюдаются и признаки охлаждения самих потребителей: непрерывно растущие цены и сложности с покупкой заставляют многих отложить ее до лучших времен. Директор по продаже автомобилей Lada компании «Сатурн» Антон Лыков указал, что после ажиотажа в начале октября к концу месяца ситуация успокоилась:
— В первые три недели октября ощущался высокий спрос, в том числе из-за ограниченных поставок машин в предыдущие месяцы, но к концу октября клиентский трафик через автосалоны снизился примерно на треть. С точки зрения поставок автомобилей Lada октябрь был лучше сентября и значительно лучше августа, но говорить о перспективе на будущее пока сложно: АВТОВАЗ планирует лишь на 1–1,5 месяца вперед, и могу лишь сказать, что квоты декабря довольно маленькие, — объяснил специалист. — В целом продажи в нашей сети снизились на 20–25% при существенном падении объема складов: в доковидные времена запасы были на уровне двух месячных планов, сейчас превышают его на 10–20%.
Антон Лыков не считает, что основная волна спроса придется на предпраздничные дни в канун Нового года, как бывало раньше:
— Эта традиция нарушилась уже в прошлом году, когда ноябрьские продажи побили рекорды, а в декабре мы, наоборот, фиксировали спад, — сказал он. — В этом году мы не ожидаем никаких «очисток склада» и «черных пятниц», потому что у нас нет такого запаса машин. Цены продолжают расти постоянно и почти наверняка в очередной раз поднимутся с января. Если есть желание купить машину, то лучше делать это сейчас, поскольку даже когда исчезнет нагрузка за счет допов, условия не станут лучше, поскольку за это время вырастет сам прайс-лист.
А прайсы действительно пухнут: тот же АВТОВАЗ корректировал их с начала года аж шесть раз: то есть дважды в квартал. Для сравнения: в ноябре прошлого года стоимость Lada Granta начиналась от 489 тысяч рублей, сейчас (без учета допов) — от 560 тысяч. Lada Vesta в минимальной комплектации прибавила с 677 тысяч до 796 тысяч. Базовая Toyota RAV4 за год подорожала с 1,962 миллиона до 2,153 миллиона, а Camry — с 1,179 миллиона рублей до 2,015 миллиона. Volkswagen Polo год назад стартовал от 822 тысяч, сейчас его даже по прайсу не купить дешевле миллиона.
Беспокоит ли вас ситуация на авторынке?
Обострение ситуации на авторынке произошло еще летом: покупатели стали жаловаться нам на навязывание дополнительных опций. В августе, например, у дилеров почти не осталось свободных Lada Granta. Лидер рынка АВТОВАЗ в результате существенно потерял рыночную долю.