Тяжелая ситуация на автомобильном рынке рискует усугубиться из-за военной операции на Украине, повлекшей обесценивание рубля: эксперты почти не сомневаются в ускорении роста цен и допускают возможные перебои с поставками.
Автомобильный рынок лихорадит с весны 2021 года, когда в России впервые проявились последствия микропроцессорного кризиса. К середине лета купить машину стало крайне проблематично, а цены росли беспрецедентными темпами: например, Lada Vesta за 2021 год подорожала более чем на 200 тысяч даже без учета накруток за допоборудование.
После того как курс национальной валюты обновил антирекорды (доллар вышел за отметку 100 рублей), стало ясно, что ситуация перекинется на потребительский рынок. Автопром всегда был крайне зависим от курсов валют, и предыдущий раунд напряженности с Украиной в 2014–2015 годах привел к удорожанию машин практически вдвое.
Пока участники авторынка осторожны с прогнозами, поскольку до сих пор неясно, как далеко зайдет ситуация.
— Рост цен продолжится, — считает коммерческий директор группы компаний «Регинас» Сергей Попов. — Цены будут плавно повторять историю курса валют. Возможно, ограничат поставки автомобилей в Российскую Федерацию, также не исключена приостановка продаж автомобилей в связи с непониманием нового валютного коридора и, соответственно, стоимости следующей партии.
Генеральный директор автоцентра «Сатурн» Александр Мещеряков согласен, что ситуация оказывает сильное давление на экономику автобизнеса:
— Однозначно цены будут расти, неизвестно, как часто и насколько сильно, — говорит он. — Пока у нас были предварительные данные о повышении цен с 1 марта, но есть предположения, что теперь их еще раз пересчитают. Пока мы продолжаем работу в прежних условиях, единственное изменение — теперь заказать машину в производство клиент сможет через согласование с руководителем отдела продаж, чтобы тот максимально подробно проговорил все возможные риски. Сейчас на складе достаточно автомобилей, и в первую очередь предлагаем выбирать из наличия.
— Существует ли риск остановки производства или продаж?
— Пока нет, думаю, не нужно чрезмерно паниковать. Тормозить продажи и передачу машин клиентам, но при этом продолжать платить поставщикам в соответствии с платежным календарем уж точно неразумно. А от поставщиков пока нет информации, что они прекращают производство, поэтому работаем в плановом режиме.
Заместитель главного редактора издания «За рулем» Никита Гудков сказал, что пока ситуация слишком неясная, чтобы строить прогнозы, но ускорение роста цен на автомобили, по его мнению, вполне вероятно.
По первоначальному плану, с 1 марта 2022 года Lada Granta должна была подорожать на 14 тысяч рублей, Lada Vesta — на 20 тысяч, Largus — на 30 тысяч. Теперь эти надбавки могут быть увеличены. Значит, минимальная цена «Гранты» перевалит за психологическую отметку 600 тысяч рублей, а стоимость базовой «Весты» вплотную подберется к 900 тысячам.
При этом АВТОВАЗ начал прощупывать почву для смены поставщиков компонентов, если нынешний пул его партнеров попадет под санкции. В ответ на вопрос РБК о реакции покупателей «Лад» на ситуацию на Украине президент АВТОВАЗа Николя Мора, впрочем, предпочел остаться на светлой стороне:
— Ухудшение геополитической ситуации может привести к росту спроса на национальные товары, включая автомобили LADA. Мы можем увидеть рост национальной гордости, которая увеличит потребление национальных продуктов. В этом случае LADA окажется самым русским продуктом — у нее самый высокий уровень локализации среди всех автопроизводителей.
За скобками, правда, остался тот факт, что АВТОВАЗ отказался от разработки собственных российских платформ и в ближайшие годы полностью перейдет на франко-румынские технологии. В частности, он со временем прекратит выпуск новой «Лады Гранты».
Владелец АВТОВАЗа, компания Renault, озабочена ситуацией на Украине: по данным производителя, тольяттинский автозавод использует порядка 20% импортных комплектующих, московский завод марки до 40%. Компания проводит исследования и намечает альтернативные каналы поставок, если прежние партнеры попадут под санкции.
Ситуация накладывается на серьезные перебои с производством автомобилей, которые начались около девяти месяцев назад: например, в прошлом году многократно останавливался конвейер, выпускающий Lada Granta, из-за чего модель попала в разряд дефицита и утратил лидерство в рейтинге продаж.
Концерн Stellanis, возникший после объединения марок Peugeot, Citroen, Opel, Fiat, Chrysler и ряда других марок, допустил возможность переноса производства из Калужской области, где выпускает несколько моделей (в основном коммерческих) Peugeot, Citroen и Opel, а также Mitsubishi.
— Если реальность будет такова, что мы не сможем производить поставки на завод, мы будем вынуждены либо перенести это производство на другие заводы, либо столкнуться с ограничениями, — заявил глава концерна Карлос Таварес.
По всем признакам военная операция на Украине усилит негативные тенденции российского рынка, связанные как с рекордным ростом цен, так и затянувшимся дефицитом машин. По оценкам самих дилеров, даже без учета украинских событий кризис растянулся бы минимум до середины 2022 года.
Ранее мы разбирались вместе с экспертами, что делать россиянам с их вкладами в банках, которые могут попасть под санкции.
Дорогие читатели, мы вынуждены закрыть комментарии в материалах, касающихся темы спецоперации на Украине и ее последствий. Это мера вынужденная, но надеемся, что временная. Спасибо за понимание!