Челябинец Александр планировал купить автомобиль KIA, выбрал модель, внес частичную предоплату и отправился в Крым за другим своим автомобилем, который планировал сдать в трейд-ин. Но, приехав в Севастополь, он узнал от третьих лиц, что KIA K5 дилер продал другому клиенту. Это, кстати, уже не первый случай конфликта между челябинскими дилерами и покупателями.
Позиция клиента: сработали за моей спиной
Изначально Александр планировал купить хорошо оснащенный KIA Seltos и нашел у дилера «Киа Центр на Копейском» устроивший его тестовый автомобиль, но в компании ему сказали, что продажа именно этой машины невозможна. Чуть позже клиенту позвонили и предложили тестовый седан KIA K5.
— Я сам много лет езжу на кроссоверах и на KIA K5 особенно не смотрел, но он очень понравился моей супруге, и я решил уступить. Мне предложили тестовую машину по хорошей цене, и 8 мая мы подписали договор на поставку автомобиля, — рассказывает он.
Автомобиль 2020 года в максимальной комплектации GT Line с 2,5-литровым мотором стоил 3,3 миллиона рублей, что выглядит внушительной суммой, но сегодня кажется выгодным предложением — аналогично оснащенные новые машины стоят под 4 миллиона.
Александр внес предоплату в 50 тысяч рублей. После этого он уехал в Крым за автомобилем, который планировал сдавать в трейд-ин, о чем, по его утверждению, предупредил дилера. Вернуться он планировал через 7–10 дней после подписания договора и финализировать покупку машины через лизинговую компанию.
— До Крыма я добирался долго, сначала на самолете до Сочи, потом на электричке, — вспоминает он. — Только приехал в Севастополь, мне с утра позвонили из лизинговой компании и сказали: «Ваш автомобиль продали». Я начал звонить дилеру, они только к вечеру мне ответили, видимо, до этого момента оформляли продажу машины. Наверное, пока я добирался до Крыма, нашелся другой покупатель, более выгодный. Обидно, конечно, тем более что обо всем я узнал от третьих лиц.
В договоре, который подписал Александр, есть пункт, касающийся форс-мажорных обстоятельств. К ним относятся стихийные явления, военные действия, запретительные действия органов власти и еще ряд событий. Впрочем, сделка была заключена в начале мая, когда обстановка в стране и мире уже была достаточно понятна.
Судя по базе данных ГИБДД, автомобиль продали другому юрлицу 17 мая, через девять дней после подписания договора с Александром. Он утверждает, что вернулся в Челябинск на следующий день и готов был завершить сделку.
Позиция дилера: не было определенности и понимания
У дилера «Киа Центр на Копейском» иное видение ситуации. Руководитель отдела продаж Денис Иванов говорит, что клиент не выполнил свою часть договора и поэтому тот был расторгнут в одностороннем порядке.
— В договоре указана предоплата в 329 900 рублей, клиент же внес только 50 тысяч рублей, — объясняет он. — Мы обычно даем клиентам три дня на внесение предоплаты, потому что не у всех сразу есть деньги на руках. Если же этого не происходит, то пункт 2.2 договора предусматривает возможность его расторжения. У нас есть определенная финансовая дисциплина. Машина была в наличии, и мы ждали от клиента оплаты. Он, по-моему, должен был съездить в Крым, сначала говорилось, что он вернется 16-го числа, потом 20-го числа. Мы же не можем просто зарезервировать машину и ждать. У нас не было понимания о сроках, мы отдали машину другому, имели право. На продажу ее выставили еще 11 или 12 мая, по истечении трехдневного срока, который отводится на внесение предоплаты.
Кстати, в заключенном договоре указан несколько иной порядок работы: в нем указана предоплата в 329 990 рублей, при этом прикреплен чек на 50 тысяч. Далее в течение трех дней с момента уведомления покупателя о поступлении автомобиля на склады тот должен произвести полную оплату, а при нарушении этого условия дилер обязан в письменной форме уведомить клиента и расторгнуть договор в одностороннем порядке.
Александр настаивает, что никаких уведомлений не получал.
— Конечно, я разговоры с ними не записывал, а, видимо, надо было, — сетует он. — У нас сразу была договоренность, что я вношу предоплату, еду за машиной для трейд-ин и возвращаюсь 17–18 мая. Договор оформили, деньги я внес, в остальном была устная договоренность и понимание, что они дождутся.
Впрочем, судить о юридической значимости этой договоренности сложно. Судиться Александр не планирует, что касается дилера, то Денис Иванов говорит, что клиенту предлагались альтернативы в виде таких же KIA K5 с минимальными пробегами, но он не согласился на покупку. Сам Александр ссылается, что те были в других комплектациях.
Не первый прецедент
Весной этого года участились конфликты клиентов с автомобильными дилерами. Так, к нам обратились трое покупателей Porsche в компании «Сейхо Моторс Спорт», которые подали на дилера в суд. В результате одной из клиенток автомобиль всё же выдали, а двум другим клиентам вернули внесенные ранее деньги. Оба сейчас судятся с дилером: в одном случае пытаются добиться компенсации, во втором — забрать автомобиль, предусмотренный договором, по прежней цене.
Судебная тяжба продолжается и между покупателями Toyota и Lexus у родственной компании «Сейхо Моторс».
Дилеры не обнаруживают, что ситуация на рынке чрезвычайно тяжелая, и это может позволить пережить не все компании.