![Китайские автомобили стоят как боинг, но к нам едут иранские. Изучаем конкурентов «Лады-Весты» Первым в Россию должен приехать седан IKCO Tara | Источник: IKCO](https://n1s1.hsmedia.ru/28/cc/d7/28ccd7e8b3fba653a13eafa9ec13b1c6/656x438_1_d4301a945976ef3c0851812a054b58df@1280x853_0x5TZsm6tb_4912742526584218288.jpg.webp)
После остановки автозаводов в России сильнее всего пострадали бюджетные модели: в стране выпускается упрощенная Lada Granta, нишу от 3 миллионов рублей заняли китайские марки, но между ними образовался вакуум. И на помощь идет еще один геополитический «друг» РФ — Иран, который может поделиться и опытом обхода западных санкций. Известна первая модель, которую привезут иранцы, — это IKCO Tara. Начало продаж запланировано на конец года, и сейчас идут переговоры о поставках. В случае успеха за «Тарой» последуют другие модели. Об иранском ассортименте и возможных ценах — в нашем обзоре.
Что такое IKCO Tara
Строго говоря, это Peugeot 301, который продавался в России в 2013–2016 годах вместе с родственным Citroen C-Elysse. Тогда модель провалилась: она была крупнее и вместительнее Hyundai Solaris и KIA Rio, но других преимуществ у нее не было, а в то же время на рынок вышел дешевый и просторный Nissan Almera.
![Peugeot 301 был «тянутой» машиной: при его создании акцент сделали на вместительность и практичность | Источник: Peugeot](https://n1s1.hsmedia.ru/4a/4e/1e/4a4e1e902f505f1fe87cfec39a19b76d/656x398_1_0a3d11c1fac3248172402fdcdb561d7d@1280x775_0xu8p7RSyF_6033822053842908815.jpg.webp)
Но сегодня на такие машины смотришь по-другому: сборка «Солярисов» под Питером остановлена, Volkswagen ищет покупателей на калужский завод, а Renault ушла из России совсем: поляна дешевых иномарок опустела. До 2023 года не увидим мы и Lada Vesta, производство которой переносят в Тольятти.
![После иранского «рестайлинга» модель стала даже привлекательнее | Источник: IKCO](https://n1s1.hsmedia.ru/3a/3a/19/3a3a192a61d58a40971bae4842d52292/656x438_1_3ebed5b4fee1d223dcaa8b088d862f2b@1280x853_0xViw4oyz0_7082404053400182040.jpg.webp)
За счет переразмеренного кузова IKCO Tara вполне тянет на автомобиль С-класса: при длине 4,5 метра она сопоставима, например, с Ford Focus. А заявленный объем багажника в 640 литров — это в полтора раза больше, чем у того же «Фокуса».
![Большой багажник — один из плюсов «Тары». Название обязывает | Источник: IKCO](https://n1s1.hsmedia.ru/83/32/a9/8332a9ddffc4577dab1a284f1ade0219/656x372_1_e86550eae0726a8268b40b8a80cc9994@1280x724_0xGdSzctSQ_2985282962425171560.jpg.webp)
Устаревшая платформа в нынешних условиях также не выглядит проблемой: «Пыж» не отличался ни динамикой, ни управляемостью, но россиянам сейчас в принципе не до жиру. Зато IKCO Tara оснащается сравнительно надежным мотором серии EP5+ мощностью 113 л.с. Это прямой потомок французских моторов TU5, на который, кстати, со временем перевели калужские «Ситроены». Коробка передач у «Тары» — либо пятиступенчатая механика, либо шестиступенчатый автомат, правда, не Aisin, как использовали французы, а его китайский клон. Все тормоза у «Тары» дисковые, задняя подвеска — полузависимая, но для класса это норма. В остальном это вполне здравый автомобиль для не слишком взыскательной публики.
Прямой продукт санкций
Интересно, кстати, что модель Tara создана в пылу санкционной борьбы США и Ирана. Изначально IKCO, давний партнер Peugeot, планировал выпускать лицензионные модели под французской маркой, но после введения санкций Peugeot покинула Иран (как знакомо), поэтому иранцам пришлось переделывать модель. Однако отличий от Peugeot в целом немного, и касаются они в основном внешности машины.
![Интерьер выглядит средне: не слишком свежо, но и не отталкивает. В комплектации кондиционер, четыре подушки безопасности, круиз-контроль, камера заднего вида, медиасистема и люк в крыше, но до России вся эта роскошь может и не добраться — у нас другие приоритеты | Источник: IKCO](https://n1s1.hsmedia.ru/b8/9b/c6/b89bc6d4a010f130db656533f2d31943/656x436_1_e33a0205d3c2d8901aa3b20ed06458fe@1280x850_0xhaIyyOIN_2684164258693456114.jpg.webp)
Интересен вопрос с ценой. В самом Иране модель с «автоматом» стоит от 800 миллионов риалов — порядка 1,1 миллиона рублей. Но к этому нужно добавить пошлины, акцизы, утилизационный сбор и НДС, а это еще тысяч 600. В итоге получается, что средние версии «Тары» могут стоить порядка 1,7 миллиона рублей, базовые — видимо, в пределах 1,5 миллиона. С точки зрения докризисных цен, это выглядит абсурдным, да и сегодня за 1,5+ миллиона рублей можно купить куда более понятный Hyundai Solaris. Но если их производство не возобновится, опустевшая ниша автомобилей ценой 1–2 миллиона рублей вполне может стать целью иранских марок.
![IKCO Runna. Профиль седанчика Peugeot 206 ни с чем не спутаешь | Источник: IKCO](https://n1s1.hsmedia.ru/1d/41/eb/1d41eb9054fd7aee6875265e9c711a10/656x366_1_7597e998e79d1c11a1d28b5605d65f5a@1280x714_0xfnfmEd5m_7628259126842882103.jpg.webp)
«Саманды» живы до сих пор
В ассортименте иранцев есть и модели подешевле, например, год назад на Московском автосалоне показывали IKCO Runna на базе Peugeot 206, а также Soren и Dena — оба являются эволюцией «Саманда», который поставлял автомобили в Россию с 2006 по 2009 годы, но успеха не снискал. Построенный на базе Peugeot 405 конца 80-х «Саманд» уступал появившимся в те годы Renault Logan, Chevrolet Aveo/Lacetti и другим «бюджетникам». Зато ценовой диапазон иранских Peugeot — от 8 до 11 тысяч долларов, что при нынешнем курсе эквивалентно 500–650 тысячам рублей. Однако не забываем про пошлины...
![IKCO Samand еще можно встретить на улицах российских городов, но в целом модель уже попала в статус раритетов | Источник: IKCO](https://n1s1.hsmedia.ru/06/cb/b1/06cbb1a940abd7bddfff30098ae510aa/656x414_1_e436b7742c9aee2a418b25373e57ca2c@1280x807_0x3PkC1dBq_9608120418156064556.jpg.webp)
В ассортименте IKCO есть и старые Logan, которые называются Renault Tondar. Однако здесь возникают сложности с материнской компанией Renault, которая полностью ушла из России, а также с ценой: в Иране «Тондары» стоят 11–15 тысяч долларов, то есть 660–900 тысяч рублей даже по нынешнему низкому курсу. Пошлины поднимут стоимость за миллион рублей, и для Logan первого поколения — это крутовато.
![IKCO Soren, показанный на Московском автосалоне год назад — это еще одна вариация на тему Peugeot 405, появившаяся в 2007 году | Источник: IKCO](https://n1s1.hsmedia.ru/c9/6b/bc/c96bbc313635dd706c86af3876973257/656x321_1_e716e47c4a4cf985bf2f80612f1f08f5@1280x626_0xhIosB4XA_6687674060076515163.jpg.webp)
![А это IKCO Dena на базе... ну да, Peugeot 405. Подход иранцев очень напоминает стиль АВТОВАЗа: одна заимствованная платформа и десяток моделей | Источник: IKCO](https://n1s1.hsmedia.ru/85/d3/09/85d3099b4f7487ffa62605ab6b3e9ca8/656x492_1_4f7fe10f24a0a4a10074136e7cf685c1@1280x960_0xrnqAhESF_8386912135957264663.jpg.webp)
В арсенале IKCO есть и более свежие модели, включая кроссоверы. Например, недавно марка представила IKCO Ray на базе Peugeot 2008 и микропаркетник K112, технически близкий к Renault Kwid. Но о будущем таких моделей рассуждать пока рано.
Что еще есть в Иране
Есть в Иране и второй производитель, концерн SAIPA, и он привез на Московский автосалон 2022 года модель Shahin на глубоко модернизированной платформе Toyota Yaris 2005 года. В Иране такой автомобиль стоит от 720 тысяч рублей (в переводе с риалов), но в России с учетом пошлин стоит ждать цену не менее 1,1–1,2 миллиона рублей.
![Saipa Shahin похожа на «Солярис», но в основе — японская платформа, переосмысленная иранцами | Источник: Saipa](https://n1s1.hsmedia.ru/65/44/12/654412bccddc29f38bdff0c8c2832f00/656x418_1_c6254f8d179e4c75a5ebe8933e37523e@1280x815_0xVUDXv9VJ_0302466285796116845.jpg.webp)
Интерес иранских марок к России понятен. Страны объявили о партнерстве в нескольких областях, а момент для прихода вроде бы удачный: сегмент недорогих седанов в России изрядно опустел. Но на деле всё сложнее: иранские автомобили не пользуются у нас авторитетом, а по большей части вообще неизвестны, как нет пока ни партнеров, ни дилерской сети, ни тем более сборочных производств. Отдельная проблема — пошлины. Если для дорогих моделей они растворяются в цене (отсюда серый импорт из Китая), то для лоукостеров подобные наценки ощутимы. И захотят ли россияне отдавать 1–2 миллиона рублей за устаревшие седаны неизвестной марки — большой вопрос.
Готовы ли вы пересесть на иранский автомобиль?
А вот обзор марок, которые будут активны в России в ближайшее время.
Изменить ситуацию на рынке могли бы китайцы с их обширным ассортиментом моделей разного класса, но пока предпочитают дорогие сегменты. Зато при покупке российских машин можно претендовать на государственную скидку в 20%.