Площадка вокруг бывшего автосалона Renault на улице Блюхера заставлена собственно машинами Renault. Но это в каком-то смысле мираж, потому что эти «Логаны» и «Дастеры» — автомобили с пробегом и остатки со склада. А будущее ждет буквально за углом, где припаркованы кроссоверы китайской компании Chery, дилерство которой многолетний партнер Renault, автоцентр «Сатурн», получил в августе.
Еще восемь месяцев назад подобное сложно было представить, потому что Renault наряду с Volkswagen и Hyundai-Kia был мощнейшим игроком российского авторынка. Французам принадлежали три полноценных завода в Тольятти (Lada, Renault), Ижевске (Lada) и Москве (Renault), а в ближайшие годы планировалось полностью интегрировать производство АВТОВАЗа в корпоративную систему Renault. То же касалось и дилерской сети: за два десятка лет стороны настолько притерлись друг к другу, что чувствовали запросы и требования друг друга на почти уже интуитивном уровне.
— Когда с нашего автоцентра снимали логотип Renault, знаешь, у меня слезы подступали, — признается коммерческий директор автоцентра «Сатурн» Ирина Мещерякова, когда мы стоим у входа в тот же салон, брендированный уже как Chery.
Дух Renault еще никуда не делся: у входа — характерные зеленые кресла, а в углу обнаруживается классический Renault 4: одно время такой же стоял около макета Эйфелевой башни в автосалоне на Копейском шоссе. И пол в автосалоне черный, по стандартам марки Renault, тогда как бренд-бук Chery требует сделать его белым. Эта работа запланирована на ближайшее время, потому что китайская сторона очень настойчива в своих пожеланиях: прошли те времена, когда марки из КНР заходили в Россию стихийно и соглашались делить автосалон с другими брендами. Теперь их запросы в чём-то даже превосходят требования старожилов рынка.
Для «Сатурна» уход от Renault был вынужденным. Когда стало ясно, что ситуация изменилась безвозвратно, руководство стало искать варианты среди активных марок, а это исключительно китайские бренды (УАЗ и АВТОВАЗ уже есть в портфеле «Сатурна»). Компания уже имела опыт работы с китайским брендом Lifan как раз накануне его окончательного разорения, и этот опыт оказался не слишком удачным, поэтому сейчас к выбору нового партнера подошли тщательно: по совокупности параметров Chery показался наиболее перспективным вариантом, хотя Haval и Geely рассматривались тоже. По итогам сентября Chery стала самым популярным инобрендом России, а в целом китайские марки заняли почти треть рынка — еще пару лет назад их доля не превышала 4–5%.
— Нам же надо было сохранить коллектив и дать людям перспективу, — говорит Ирина Мещерякова. — Поэтому у нас всех очень смешанные чувства: с одной стороны — грусть, с другой — новая надежда.
В Челябинске уже был дилер Chery — двумя автосалонами владеет компания «Планета Авто» (на улице Братьев Кашириных и Копейском шоссе). Но планы у Chery настолько амбициозные, что они хотят иметь несколько представителей в каждом крупном городе.
— Они настроены очень серьезно, поэтому искали еще дилеров марки в Челябинске, и одним из кандидатов стал «Сатурн» — говорит Ирина Мещерякова. — Chery сейчас максимально активна: мы выиграли тендер в июне, к концу августа уже готовы были работать, и компания выставила нам план продаж на остаток месяца: они не готовы и дня терять.
То есть версия о том, что китайские марки осторожничают, опасаясь санкций, не подтверждается: напротив, они стремятся максимально закрепиться на внезапно опустевшем рынке. Другое дело, что из-за резко возросших цен и общей ситуации на рынке продажи несопоставимы с теми, что обеспечивала Renault. В хорошие времена «Сатурн» передавал покупателям по 5–8 автомобилей в сутки, в случае с Chery планы в разы ниже. Но это неудивительно: Chery Tiggo 4 Pro, самая доступная модель марки, стоит сейчас примерно как Renault Koleos несколько лет назад, а «Колеос», по сути, был флагманом марки в России. Другое дело, что альтернативы сегодня практически нет, и, как это ни печально, тот же Chery Tiggo 4 Pro является одной из самых доступных иномарок — по крайней мере, из тех, которые поставляются в Россию полноценно.
Chery наладила ввоз автомобилей напрямую из Китая по железной дороге, и дефицита автомобилей не чувствуется, хотя нет и переизбытка: в «Сатурне» говорят, что поставки лишь чуть выше плана продаж. Переход на Chery позволил сохранить и коллектив, в том числе сервиса и кузовного цеха, и сотрудники уже прошли обучение по работе с новой маркой.
Каковы ожидания от будущего? Они двойственные, отвечает Ирина Мещерякова. С одной стороны, китайские марки радикально прибавили в качестве и уровне машин, их стремительная экспансия началась еще до нынешнего кризиса, и сегодня все три крупнейших автохолдинга Челябинска — «Регинас», «Планета Авто» и «Сатурн» — имеют в арсенале китайские бренды. И пусть требуется время, чтобы понять китайскую культуру ведения бизнеса, в новых партнерах чувствуется настрой добиться серьезных результатов, а это уже полдела.
Но вот сама атмосфера на российском автомобильном рынке сейчас депрессивная: в прошлом году его одолевал микропроцессорный кризис, потом — резкий рост цен и сбои поставок. Очередной спад наблюдался в конце сентября 2022 года.
Впрочем, челябинский автобизнес родился в разгар девяностых, и все крупные холдинги берут свои истоки в тех смутных временах. Я слышал этот тезис и от руководителей других автоцентров: мол, пережили 98-й год, пережили 2008-й. Поэтому и «Сатурн» надеется, что нынешние события открывают новую главу в истории автобизнеса, но какой она будет, пока не представляет никто. И годы сотрудничества с Renault вспоминают с теплотой.
Кстати, «Сатурн» по-прежнему осуществляет обслуживание и ремонт (в том числе гарантийный) автомобилей Renault, чему помогает дилерство АВТОВАЗа: после ухода французской марки ее дилеры и сервисные центры постепенно сливаются с сетью российского предприятия (оно тоже принадлежало Renault).
Челябинские автодилеры присматриваются и к возрожденной марке «Москвич», которая поначалу будет выпускать перелицованные китайские машины.
А в конце сентября стартовало производство липецких электромобилей, но тоже на китайской основе.
Ранее мы подробно разбирали вопрос, почему китайские машины стоят так дорого.