Запасов иностранных автомобилей некитайского производства в стране осталось еще на месяц, при этом популярных моделей уже практически нет. Такие данные приводят «Известия» со ссылкой на Ассоциацию российских автомобильных дилеров (РОАД). Наши источники в дилерской среде говорят, что сохраняется возможность растягивать складские запасы за счет увеличения цен, но даже в этом случае их вряд ли хватит до весны.
По данным РОАД, у российских автодилеров осталось порядка 20–30 тысяч автомобилей (включая российские и китайские), тогда как месячные продажи по итогам ноября составили 46 тысяч автомобилей (данные АЕБ). То есть без притока новых машин складские запасы будут выбраны в ближайшее время. При этом отгрузки некитайских иномарок в последнее время драматично сократились: из 46 тысяч машин, реализованных в ноябре, на европейские, американские, японские и корейские бренды пришлось лишь 7,7 тысячи, то есть менее 17%. Остальные 83% — это сборные России и Китая.
Общая цифра запасов не отражает всей картины, потому что на складах застаиваются менее популярные модели и комплектации, а отдельные модели уже попали в разряд дефицита. Например, новая Skoda Octavia в Челябинске осталась в единственном экземпляре, причем речь о топовой версии со 190-сильным мотором и ценой 4,3 миллиона рублей. Практически столько же просят за последний Superb и самый доступный из трех Kodiaq. Больше всего в Челябинске Skoda Karoq, но самый дешевый обойдется в 3,146 миллиона рублей.
По данным РОАД, с февраля 2022 года из России ушло 45 автомобильных брендов: некоторые сделали это официально (Renault, Nissan, Chevrolet), другие поставили работу на паузу и остановили заводы (Hyundai, Toyota, Mazda, Skoda, Volkswagen и другие). Активно работают в РФ три отечественные марки (ГАЗ, УАЗ, АВТОВАЗ), а также 11 китайских. Из последних львиную долю рынка занимают три компании — это Haval, Chery (плюс суббренды Exeed и Omoda) и Geely.
Ряд автомобильных марок пока не захлопнул калитку, например, Volkswagen и Skoda формально остаются. Но завод в Нижнем Новгороде полностью остановлен, а на калужское предприятие ищут покупателя, то есть шансов на полноценный возврат немного. Пытались остаться на российском рынке Kia и Hyundai, но и здесь всё безрадостно: производство в Калининграде остановлено (завод перешел на модели других брендов), выпуск машин под Петербургом заморожен, а, по данным дилеров, в следующем году поставки корейских машин не возобновятся вне зависимости от геополитической ситуации.
Дефицит автомобилей оценивается экспертами в 1 миллион (в годовом выражении), и ожидается, что близкие цифры будут и в следующем году. По итогам 2021-го было продано 1,6 миллиона автомобилей, что далеко не рекордное значение, в этом ожидаются показатели на уровне 600–650 тысяч — самое низкое значение за 20 лет.
Компенсировать нехватку машин пытаются тремя способами. Во-первых, активизировались китайские марки, и только за последние полгода в России появилось несколько новых брендов, включая Omoda, Voyah и Tank. Но китайские марки торгуют с огромными наценками и ориентируются на сегмент автомобилей от 2 миллионов рублей, поэтому среди лоукостеров сегодня — только отечественные игроки и несколько неказистых «повозок». Второе направление — это параллельный импорт, который позволил возить в Россию довольно экзотические модели. Но, по словам дилеров, полноценной заменой «белому импорту» эта схема не станет: сложная логистика и высокие риски не позволяют вкладываться в «серые схемы» полноценно. Третья перспектива — это новые российские марки, но и здесь не всё гладко. Например, возрожденный «Москвич» пока делает лишь копии китайских машин и до сих пор не объявил ни цену, ни состав дилерской сети. Марка Evolute предлагает весьма дорогие электромобили и пока, судя по всему, ориентируется на корпоративные парки.
Дилеры считают, что дефицит автомобилей сохранится в следующем году, хотя активность китайских марок должна частично его сгладить. Представители автобизнеса надеются на усиление конкуренции и, как следствие, снижение цен, потому что сейчас китайские импортеры формируют прайсы в ультимативном порядке.
А вот причина умеренной популярности параллельного импорта: доставка автомобиля из Германии добавляет к стоимости чуть ли не цену самого автомобиля. При покупке машины остерегайтесь «серых дилеров»: они по-прежнему активны.