Авто Кризис-2024 эксперимент «Слишком настойчиво предлагают кофе»: рассказываем, как работают «серые автодилеры» в кризис

«Слишком настойчиво предлагают кофе»: рассказываем, как работают «серые автодилеры» в кризис

И как отличить настоящего дилера от швыр-контор

Зачастую автосалоны «серых дилеров» выглядят солидно

Проблеме так называемых «серых дилеров» у нас посвящен целый раздел: до кризиса на их удочку попались десятки автомобилистов. Но вот пришел 2022 год, полностью сломавший структуру авторынка, и превратил в «серых» практически всех дилеров. Читатель написал нам следующее сообщение: «Сегодня все салоны стали мультибрендовыми. Или нет? Есть ли отличия, можно ли доверять их машинам сейчас? Хочется узнать мнение Артёма Краснова. Спасибо». Мы решили узнать, работают ли сейчас «серые дилеры» и поменялось ли что-то в их подходах.

Чем опасны «серые мультибрендовые дилеры»?

Тем, что вешают на клиентов несоразмерные долги. Технология такая: человека заманивают на аномально низкую цену автомобиля. В автосалоне его долго маринуют (иногда по 10–12 часов) под разными предлогами, не давая уйти за счет посулов или угроз, после чего склоняют к покупке более дорогого автомобиля в кредит. В этом вся хитрость: сбитый с толку человек берет на себя обязательства, которые на следующее утро кажутся безумными (скажем, кредит под 25% на 7 лет). Схема не всегда квалифицируется как мошенническая, потому что клиент заключает договор, как правило, добровольно. Вернуть деньги в этом случае очень сложно, равно как и добиться возбуждения уголовного дела.

Живее всех живых

Набираю в поисковике «купить Лада Гранта», и на первой же странице выпадает суперобъявление: седан по цене всего 310 тысяч рублей (позже такие объявления заполонили мои соцсети). Название компании знакомо: это очередной нейминг конторы, которая работает в Челябинске уже года четыре, периодически меняя вывеску. Ее автосалоны в разное время располагались на улице Братьев Кашириных, Блюхера, Университетской Набережной. Цены они, похоже, не меняли года два, и «Гранты» за 300–400 тысяч — это дешево даже по докризисным меркам.

Звоню. Интересующая меня комплектация с кондиционером и хорошим оснащением (есть и АБС, и подушки, то есть это еще «усложненная» Granta) стоит 391 тысячу рублей, тогда как у официальных дилеров самая доступная версия с кондиционером, но без АБС обойдется в 756 тысяч рублей. То есть разница без пяти минут двукратная.

Пример объявления в соцсетях, которое появляется, если до этого ты набирал в поисковике «Купить Lada Granta». Низкая цена должна вас насторожить

Дальше выясняется, что без кредита можно купить лишь автомобили 2022 года, и там цена вполне дилерская — под 800 тысяч рублей. А сказочные условия касаются «Грант» 2021 года без пробега и только при покупке в кредит. Условия декларируются мягкие, ставка 10–11%. Спрашиваю, сколько будет стоить «Гранта» 2021 года за наличный расчет? За наличный, отвечают, только 2022 год за 800 тысяч.

Бешеная скидка за кредит — один из самых явных признаков сомнительных автосалонов. Вся схема построена на заемных средствах, потому что за живые деньги человека невозможно склонить к дорогой покупке. Условия кредитования же можно завуалировать, чтобы человек осознал размер ежемесячного платежа только на следующий день или через месяц. У нас было полно историй, когда за «Гранту» или «Логан» платили по 30–50 тысяч в месяц.

Страсти сузучьи

А вот другая контора, тоже в Челябинске (мы не называем их, потому что факт мошенничества нужно сначала доказывать в судах). Рассказывает пострадавший от нее автомобилист Юрий:

— Этой осенью клюнул на Suzuki Jimny за 1,4 миллиона рублей: по нынешним временам стоимость привлекательная. Приехал в салон, сдал свою Kia в трейд-ин, сказали подождать. Я пока ждал, весь салон облазил, говорю: а где «Джимни», у вас тут таких даже нет? Отвечают: он на другом складе, но вы не волнуйтесь, скоро привезем.

В автосалоне Юрий прождал часов шесть, отмечая при этом настойчивое желание предложить ему кофе: сначала одну кружку, потом вторую. Он не исключает, что в кофе был подмешан психотроп.

— В общем, они начали меня «лечить»: сейчас привезем машину, только цвет выберите, — продолжает Юрий. — Я говорю: давайте зеленый. Ждем. Зеленого нет, есть только белый и серебристый. Я говорю: ну, тогда белый. Ждем. Белого тоже нет. Я говорю: да черт с ним, везите, какая есть! Оказывается, что нет никакой. А у меня уже моя машина им передана в трейд-ин, то есть я вроде как не могу просто так уехать. Я сам противник всяких кредитов, но тут то ли из-за кофе, то ли от отчаяния я зачем-то подписал бумаги.

«Я так устал, что готов был от них хоть на ишаке уехать»

Юрию продали десятилетний Mitsubishi Outlander с заявленным пробегом 84 тысячи, а реальным — 220 тысяч, что выяснилось уже постфактум. Помимо своей машины с оценочной стоимостью 800 тысяч, он взял примерно столько же в кредит, а с учетом первоначального взноса получилось более 1,7 миллиона рублей. Это существенно выше рыночной цены: десятилетние Outlander стоят сейчас в районе 1 миллиона рублей или чуть более.

Юрий обратился в суд. Автоюрист Наталья Усова, представляющая его интересы, уже имеет позитивный опыт в этой области, но даже победа в суде мало что гарантирует. Например, она вела похожий случай с Hyundai Solaris, у которого был скручен пробег. Автосалон обязали выплатить более 2 миллионов рублей, но, по словам Натальи, арестованные на счету деньги просто уплыли.

Мультибрендовый — значит, «серый»?

Признаком подозрительного автосалона раньше был его мультибрендовый статус. Право продавать новые автомобили имеют только официальные дилеры, и производители не допускали «кровосмешения» разных марок под одной крышей. Поэтому салоны, в которых бок о бок стоят якобы новые «Лады» и «Киа», сразу вызывали подозрения. Сейчас старые схемы рушатся, поэтому даже официальные дилеры вынуждены подстраиваться, брать новые марки или заниматься машинами с пробегом, что делает картину менее четкой. Скажем, в одном из автосалонов Nissan сейчас стоят новые Omoda, а дилер Renault, распродавая остатки французских машин, переключился на Chery. Но в любом случае тревогу должны вызывать автосалоны с незнакомыми вывесками, где представлены чуть ли не все марки сразу, да еще по «антирыночным» ценам.

Один из серых автодилеров (уже закрылся). Продавал и Lada, и Kia, и Hyundai

Вообще, низкая цена — это первое, что должно вас насторожить. Сами «серые дилеры» объясняют этот феномен якобы отсутствием дилерских наценок, но это лукавство, потому что 5–10%, которые добавляются к цене автомобиля в рознице, — это не тот двукратный дисконт, что сулят такие конторы. Сейчас же ситуация и вовсе специфическая: стоимость некогда бюджетных иномарок переползла за 1,7 миллиона рублей, поэтому скидывать сотни тысяч не будет никто. В первую неделю декабря, например, был зафиксирован самый высокий спрос на автомобили с марта.

Что делать, если вы сомневаетесь?

Допустим, вы нашли дилера с интересной машиной, но не уверены в его чистоплотности.

  • Проверьте историю компании с таким названием: если она появилась недавно и у нее нет понятных инвесторов (скажем, крупный автохолдинг), это плохой признак. Не слишком доверяйте комментариям на специализированных сайтах-отзывниках: как правило, «серые дилеры» заполоняют их хвалебными одами из серии «Спасибо менеджеру Алексею за чудесный выбор».

  • Позвоните в компанию и узнайте все подробности об автомобиле. Приезжая в автосалон, требуйте именно ту машину, о которой шла речь. Любые отговорки, что она вдруг оказалась на другом складе, автовоз сломался, директор с печатью отъехал или сидит в туалете, — типичный признак затягивания времени.

  • В автосалон возьмите с собой родственника или друга. Приехав, не подписывайте впопыхах никаких бумаг, пока не увидели живую машину, ее VIN и не убедились, что условия договора соответствуют декларируемым (в том числе кредитного, страховок, «помощи на дорогах»). Очень часто «серые дилеры» берут в заложники автомобиль, сданный в трейд-ин, или требуют подписать тот или иной предварительный договор, заявку на кредит или какой-нибудь сертификат. Не соглашайтесь, пока не прочтете всё до запятой, а от навязанных услуг отказывайтесь на берегу.

  • Если менеджеры затягивают время, вставайте и уходите. Такие автосалоны изматывают клиента психологически, так что не ждите, пока от усталости вы утратите критичность мышления. И не пейте предложенных напитков.

  • Если возник конфликт, вам угрожают или откровенно давят психологически, вызывайте полицию, СМИ, друзей. «Серые дилеры» не любят огласки, поэтому со скандальными клиентами дела предпочитают не иметь. Все договоры нужно расторгать и аннулировать сразу, в том числе с банками-партнерами (вот позитивный пример).

Можно ли бороться с «серыми дилерами»?

Многие клиенты таких автосалонов обращались в полицию, но та чаще всего не усматривает состава преступления: считается, что люди подписывают соглашение добровольно, потому речи о мошенничестве не идет.

В нашей летописи есть только два случая, когда полиция прикрывала подобные автосалоны: это «Феррум Авто» в 2019 году и автосалон «Миасс» в 2020-м.

Иван Голунов в своем расследовании пришел к выводу, что автосалоны уходят из городов, где полиция возбуждает уголовные дела.

Прецеденты возврата автомобиля есть, но это скорее редкие исключения. И напоследок все наши материалы о «серых дилерах» — аккуратнее!

Столкнулись с проблемами при покупке автомобиля? Напишите нам!
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления