Челябинец Денис искал экономичную иномарку и планировал взять довольно популярную в России Toyota Prius. Но обнаружил, что из-за особенностей гибридной силовой установки такие машины тарифицируются по суммарной мощности бензинового и электрического моторов, что драматично увеличивает некоторые расходы. При этом, например, для чисто электрических автомобилей в Челябинской области действует нулевой транспортный налог, но для гибридов он может быть в 10 раз выше, чем для бензиновых машин. Речь о законодательной странности, которую полезно иметь в виду перед покупкой гибрида.
Что такое гибриды?
Это автомобили с комбинированной силовой установкой, которая включает двигатель внутреннего сгорания (чаще всего бензиновый) и электромотор. Есть много разновидностей гибридов, например так называемые мягкие: в них электромотор имеет небольшую мощность и помогает при интенсивных разгонах (пример — Nissan Murano с 20-сильным электромотором). Классические гибриды вроде Toyota Prius имеют сложную трансмиссию, которая позволяет гибко перераспределять потоки мощности от бензинового и электрического двигателя, периодически превращая машину в электромобиль. Еще более «зелеными» считаются plug-in-гибриды, которые имеют аккумуляторы большой емкости и могут подзаряжаться от розетки. Концепция гибридов считалась перспективной в начале века, но сейчас уступает место чистым электромобилям.
В России интерес к гибридам в докризисные времена был невысок, потому что официально к нам завозили ограниченный набор моделей — и чаще дорогих. Но развитие параллельного импорта пробудило интерес к гибридам, потому что они неплохо представлены на рынках Японии, США и Европы.
Но с осени 2022 года их паспортную мощность в России порой рассчитывают, суммируя показатели бензинового и электрического моторов. Тенденцию зародило письмо Минфина № 03–13–06/102119, которое расшифровывало правило взимания акцизов с гибридных машин при их ввозе юрлицами: там был прописана необходимость сложения мощностей.
Изначально письмо относилась к процессу растаможки автомобиля и, кстати, само по себе обременяло ввоз гибридов. Скажем, Toyota Prius IV имеет бензиновый мотор выгодной мощности 98 л. с., но в сумме с электрическим получается 170 л. с., а акциз растет с 5445 рублей до 95 580 рублей. При этом сама Toyota указывает совокупную мощность своего детища в 122 л. с., поскольку бензиновый и электрический моторы не работают одновременно на полной мощности, то есть суммирование «в лоб» неправильно.
Но акциз оплачивается однократно при ввозе машины, а главные чудеса начинаются дальше. При оформлении свидетельства о безопасности (СБКТС) лаборатории в некоторых регионах стали также суммировать мощности бензинового и электрического моторов, и цифра копировалась в ПТС и другие документы. Ситуация тем более пикантна, что для электромоторов налоговой считается максимальная мощность, обеспечиваемая в течение 30 минут, которая далеко не всегда эквивалентна пиковой мощности электромотора. То есть, помимо суммирования показателей, один из них еще и завышается.
Далее эта увеличенная мощность используется при исчислении разных сборов. Насколько они вырастают из-за такого подхода? Зависит от конкретного гибрида, и в каких-то случаях это почти незаметно, в других — очень чувствительно. Вот примеры расчетов.
Гибрид Hyundai Ioniq стоит сравнительно недорого и оснащается 105-сильным бензиновым мотором и 44-сильным электрическим, то есть его суммарная мощность составляет 149 л. с. Но подзаряжаемый гибрид, как на фото, имеет электромотор в 61 л. с., то есть в сумме с бензиновым получается 166 л. с. При сложении мощностей транспортный налог в Челябинской области увеличивается с 1407 рублей до 8300 рублей, а полис ОСАГО становится дороже на треть.
Honda Vezel часто везут из Японии, и есть выбор автомобилей ценой до 1,5 миллиона рублей. В гибридной версии электромотор имеет небольшую мощность в 30 л. с., но сумма со 132 бензиновыми «лошадями» переводит гибрид в другую налоговую нишу. Транспортный налог в Челябинске за счет электродобавки возрастает с 1769 рублей до 8100 рублей, а страховка становится дороже на 14%.
А вот экстремальный пример — подзаряжаемый гибрид Toyota RAV4 PHV. Он имеет сразу три мотора, и если мощность бензинового составляет 177 л. с., то в сумме с двумя электрическими (один — на задней оси) получается 306 л. с. Транспортный налог вырастает с 8850 рублей до 45 900 рублей, зато стоимость страховки не меняется, поскольку критическим порогом являются 150 л. с.
Ну а на вершине пищевой цепи — Honda Stepwgn Spada V: по сути, она является электромобилем со 184-сильным мотором, у которой есть бензиновый 145-сильный двигатель для дальних поездок. Такая универсальность в российских реалиях приводит к тому, что транспортный налог возрастает с 1943 рублей до 49 350 рублей.
Не все сертификационные лаборатории суммируют мощности моторов, и в России встречаются одинаковые гибриды с разными данными в ПТС. В любом случае, покупая бензоэлектрический аппарат, учитывайте эти особенности. Что касается уже эксплуатируемых в России машин, то нужно просто смотреть на параметры в ПТС: если указана мощность только ДВС, проблемы нет.
Схемы параллельного импорта набирают обороты. Например, предлагается широкий выбор Volkswagen, но они недешевы. Есть и предложения до 1 миллиона рублей, хотя довольно экзотические: например, вы слышали о Chevrolet Damas? Ввоз автомобиля из Европы возможен, но требует больших расходов на посредников: вот пример расчета цены для BMW X3 из Германии.