![Это что, гибридная война? Как покупка экологичного автомобиля может обернуться головной болью Toyota Prius — самый медийный гибридный автомобиль, но далеко не единственный | Источник: Toyota](https://n1s1.hsmedia.ru/2b/26/86/2b268699985bba9eb3ada3682dd966fe/656x438_1_1105b55e924cf8e3d9f46accce830b96@1280x853_0xByWXc9x0_6181941085204413074.jpg.webp)
Челябинец Денис искал экономичную иномарку и планировал взять довольно популярную в России Toyota Prius. Но обнаружил, что из-за особенностей гибридной силовой установки такие машины тарифицируются по суммарной мощности бензинового и электрического моторов, что драматично увеличивает некоторые расходы. При этом, например, для чисто электрических автомобилей в Челябинской области действует нулевой транспортный налог, но для гибридов он может быть в 10 раз выше, чем для бензиновых машин. Речь о законодательной странности, которую полезно иметь в виду перед покупкой гибрида.
Что такое гибриды?
Это автомобили с комбинированной силовой установкой, которая включает двигатель внутреннего сгорания (чаще всего бензиновый) и электромотор. Есть много разновидностей гибридов, например так называемые мягкие: в них электромотор имеет небольшую мощность и помогает при интенсивных разгонах (пример — Nissan Murano с 20-сильным электромотором). Классические гибриды вроде Toyota Prius имеют сложную трансмиссию, которая позволяет гибко перераспределять потоки мощности от бензинового и электрического двигателя, периодически превращая машину в электромобиль. Еще более «зелеными» считаются plug-in-гибриды, которые имеют аккумуляторы большой емкости и могут подзаряжаться от розетки. Концепция гибридов считалась перспективной в начале века, но сейчас уступает место чистым электромобилям.
В России интерес к гибридам в докризисные времена был невысок, потому что официально к нам завозили ограниченный набор моделей — и чаще дорогих. Но развитие параллельного импорта пробудило интерес к гибридам, потому что они неплохо представлены на рынках Японии, США и Европы.
Но с осени 2022 года их паспортную мощность в России порой рассчитывают, суммируя показатели бензинового и электрического моторов. Тенденцию зародило письмо Минфина № 03–13–06/102119, которое расшифровывало правило взимания акцизов с гибридных машин при их ввозе юрлицами: там был прописана необходимость сложения мощностей.
Изначально письмо относилась к процессу растаможки автомобиля и, кстати, само по себе обременяло ввоз гибридов. Скажем, Toyota Prius IV имеет бензиновый мотор выгодной мощности 98 л. с., но в сумме с электрическим получается 170 л. с., а акциз растет с 5445 рублей до 95 580 рублей. При этом сама Toyota указывает совокупную мощность своего детища в 122 л. с., поскольку бензиновый и электрический моторы не работают одновременно на полной мощности, то есть суммирование «в лоб» неправильно.
![Toyota Prius четвертого поколения с 2017 года продавалась в России официально, но цена превышала 2 млн рублей: в те годы за эти деньги можно было купить хорошо оснащенную Camry. Сейчас Prius 2017 года выпуска стоят от 1,5 млн рублей | Источник: Toyota](https://n1s1.hsmedia.ru/3b/3d/ab/3b3dab21697b193db70ed1f27dc5805e/656x438_1_2a19de3a03bbbb65c3384018f1da0eaa@1280x853_0x8VYs3aA0_8920725043678588057.jpg.webp)
Но акциз оплачивается однократно при ввозе машины, а главные чудеса начинаются дальше. При оформлении свидетельства о безопасности (СБКТС) лаборатории в некоторых регионах стали также суммировать мощности бензинового и электрического моторов, и цифра копировалась в ПТС и другие документы. Ситуация тем более пикантна, что для электромоторов налоговой считается максимальная мощность, обеспечиваемая в течение 30 минут, которая далеко не всегда эквивалентна пиковой мощности электромотора. То есть, помимо суммирования показателей, один из них еще и завышается.
Далее эта увеличенная мощность используется при исчислении разных сборов. Насколько они вырастают из-за такого подхода? Зависит от конкретного гибрида, и в каких-то случаях это почти незаметно, в других — очень чувствительно. Вот примеры расчетов.
![Hyundai Ioniq бывает чистым гибридом или подзаряжаемым | Источник: Auto.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/b8/24/cf/b824cf4d3aefd4950ca14639ae004fd5/656x319_1_948007c6e8fde8cc3c902ff1e1a52d7c@1620x787_0xIuF0GyWA_5152868666405432571.jpg.webp)
Гибрид Hyundai Ioniq стоит сравнительно недорого и оснащается 105-сильным бензиновым мотором и 44-сильным электрическим, то есть его суммарная мощность составляет 149 л. с. Но подзаряжаемый гибрид, как на фото, имеет электромотор в 61 л. с., то есть в сумме с бензиновым получается 166 л. с. При сложении мощностей транспортный налог в Челябинской области увеличивается с 1407 рублей до 8300 рублей, а полис ОСАГО становится дороже на треть.
![Гибридная Honda Vezel | Источник: Honda](https://n1s1.hsmedia.ru/ab/01/a2/ab01a247ba624abc1ef3fca44e9979d0/656x438_1_f1b998b5eb081377c6c49bc06082374d@1280x853_0xBd4dAmB6_7234621169486276637.jpg.webp)
Honda Vezel часто везут из Японии, и есть выбор автомобилей ценой до 1,5 миллиона рублей. В гибридной версии электромотор имеет небольшую мощность в 30 л. с., но сумма со 132 бензиновыми «лошадями» переводит гибрид в другую налоговую нишу. Транспортный налог в Челябинске за счет электродобавки возрастает с 1769 рублей до 8100 рублей, а страховка становится дороже на 14%.
![Гибридная Toyota RAV4 в некоторых версиях оснащается двумя электромоторами | Источник: Toyota](https://n1s1.hsmedia.ru/c5/bb/f2/c5bbf2190e68393d0887671d20cc5fdb/656x438_1_cb77a96ad45ebd328e6f8123fae0569b@1280x853_0x1kuVjSnT_9499364413202790140.jpg.webp)
А вот экстремальный пример — подзаряжаемый гибрид Toyota RAV4 PHV. Он имеет сразу три мотора, и если мощность бензинового составляет 177 л. с., то в сумме с двумя электрическими (один — на задней оси) получается 306 л. с. Транспортный налог вырастает с 8850 рублей до 45 900 рублей, зато стоимость страховки не меняется, поскольку критическим порогом являются 150 л. с.
![Гибрид Honda Stewgn Spada имеет очень мощный электромотор, что в случае суммирования мощности увеличивает транспортный налог чуть более чем в 20 раз | Источник: Honda](https://n1s1.hsmedia.ru/a9/87/97/a98797ef1200e54f9b9b5e752063ae04/656x438_1_857e6c865df5d72e60e5b12b537bd031@1280x853_0xsaSm2xO2_0905113091318766212.jpg.webp)
Ну а на вершине пищевой цепи — Honda Stepwgn Spada V: по сути, она является электромобилем со 184-сильным мотором, у которой есть бензиновый 145-сильный двигатель для дальних поездок. Такая универсальность в российских реалиях приводит к тому, что транспортный налог возрастает с 1943 рублей до 49 350 рублей.
Не все сертификационные лаборатории суммируют мощности моторов, и в России встречаются одинаковые гибриды с разными данными в ПТС. В любом случае, покупая бензоэлектрический аппарат, учитывайте эти особенности. Что касается уже эксплуатируемых в России машин, то нужно просто смотреть на параметры в ПТС: если указана мощность только ДВС, проблемы нет.
Схемы параллельного импорта набирают обороты. Например, предлагается широкий выбор Volkswagen, но они недешевы. Есть и предложения до 1 миллиона рублей, хотя довольно экзотические: например, вы слышали о Chevrolet Damas? Ввоз автомобиля из Европы возможен, но требует больших расходов на посредников: вот пример расчета цены для BMW X3 из Германии.