Продажи электромобилей в России по итогам прошлого месяца оказались почти вдвое выше результата годичной давности и достигли 550 машин. А с начала года продажи превысили 900 штук, что означает полуторакратной рост в годовом выражении, сообщает агентство «Автостат». При этом доля машин на электротяге достигла 1%, и хотя в целом это небольшая величина, нужно помнить, что еще год назад она была втрое меньше. А, например, десять лет назад, по итогам 2013 года, доля электромобилей составляла 0,0035%, то есть выросла почти в 300 раз.
Причины этого, правда, скорее печальны: продажи новых машин обрушились из-за дефицита и дороговизны, поэтому сыграл роль эффект низкой базы. Но не только, потому что продажи электромобилей растут и в абсолютных величинах, например за весь 2013 год продавалось меньше электромобилей, чем сейчас — за неделю.
Десятку самых популярных электромобилей в феврале возглавляет седан Evolute i-Pro, который выпускается липецкой компанией «Моторинвест», но де-факто является моделью Dongfeng Aeolus E70. На втором месте — ввозимый параллельным импортом Volkswagen ID.4, «серая» Tesla Model Y, далее кроссовер Voyah Free, Volkswagen ID.6, вторая модель Evolute i-Joy, BMW iX, люксовый Hongqi E-HS9, Skywell ET5 и спорткар Zeekr 001. Состав получился очень разношерстным, например, лидер списка i-Pro является простенькой моделью в оболочке старого Nissan Sylphy и стоит около 3 млн рублей, тогда как Hongqi E-HS9 спроектирован для китайской элиты и в России стоит порядка 12–14 млн рублей.
Тенденция говорит в пользу электромобилей. Продажи многих перечисленных марок стартовали только в прошлом году (некоторых — в конце года), так что они еще только набирают обороты. Evolute планирует вывод на рынок минивэна i-Van, кросс-купе i-Jet и еще одного кроссовера класса С+. К списку скоро добавится «Москвич 3е», причем на бывшем заводе Renault до конца года планируется собрать аж 10 тысяч электрических «Москвичей», а в перспективе довести этот показатель до 20–25 тысяч. На такую же величину ориентируется липецкий Evolute. Попутно калининградский «Автотор» анонсировал проект переделки классических автомобилей в электрокары, а дилеры проявляют к ним всё больший интерес. Электрическую версию Largus готовит АВТОВАЗ, рассматривая также и чисто российский электромобиль e-Neva, а в Саратовской области скоро стартует сборка электромобилей FAW Bestune NAT под маркой Alfarus.
Вообще, Минпромторг называл переход на электромобили одним из приоритетов еще до кризиса 2022 года, но печальные события, как ни странно, подстегнули развитие. Россия столкнулась с дефицитом компонентов для классических автомобилей, а производство электрокаров в целом проще: у них нет сложного ДВС, а зачастую — и коробки передач. Основные технологические партнеры России, китайцы, весьма поднаторели в производстве электромобилей, и Россия всё больше уповает именно на восточный опыт. Наиболее проблемным узлом электромобиля является аккумулятор, поэтому в России создается несколько кластеров по производству тяговых батарей, включая проект в Москве и гигафабрику в Калининградской области (проект Росатома).
Другой нерешенной проблемой является сеть зарядных станций, но и ей уделяется внимание: почитайте, например, как предпринимательница из Челябинска занялась строительством ЭЗС.
Впрочем, не станем преувеличивать. Если тщательно посмотреть структуру продаж электромобилей, основной спрос идет от госструктур, сервисов каршеринга, такси и состоятельных людей. Что касается массового потребителя, интерес к электрокарам по-прежнему близок к нулю. Но, вероятно, это может измениться.
Будьте аккуратны при покупке «параллельных» автомобилей: надзорные органы стали постфактум проверять их легальность в России.