Житель соседнего региона Михаил (имя изменено) приехал в челябинский автосалон «Смолино-Моторс», чтобы сдать в трейд-ин свою Chevrolet Niva и купить иномарку посвежее за 600–700 тысяч. На сайте «Смолино-Моторс» за эту цену предлагался и новый VW Polo, и Hyundai Solaris. В результате Михаил действительно уехал на VW Polo, но купленном на совсем иных условиях: так, например, ежемесячный платеж в 27 тысяч рублей оказался почти вдвое выше его пенсии. Причем Polo 2020 года достался ему по договору почти за 1,5 миллиона рублей, а, по данным диагностики в компании «Гольфстрим», пробег оказался скручен. Как так вышло и что теперь делать — в материале 74.RU.
Принципы работы автосалона «Смолино-Моторс» напоминают подходы компаний, которые мы много раз описывали в разделе «Серые дилеры». 7 марта 2023 года, когда Михаил обратился в «Смолино-Моторс», оказалось, что нужной клиенту машины нет в наличии, поэтому пришлось долго ждать, после чего ему стали предлагать разные хитроумные варианты сделок в кредит. В конце концов автомобилист действительно уехал на подержанном VW Polo, но выяснилось несколько нюансов, которыми тот остался недоволен настолько, что сейчас пытается аннулировать сделку.
ООО «Смолино-Моторс», по данным сервиса «Контур.Фокус», зарегистрировано в Москве 29 ноября 2022 года с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Гендиректором компании и ее учредителем является Антон Борисович Бутузов. Данных о выручке и прибыли организации пока не отражено.
Путаница в цифрах
Цена автомобиля, указанная в платежке в адрес «Смолино-Моторс», не столь и велика — 1,01 миллиона рублей. Еще 250 тысяч Михаилу зачли за сданную в трейд-ин Chevrolet Niva 2010 года выпуска, что, кстати, ниже среднерыночной стоимости (впрочем, это можно объяснить состоянием «Нивы»). В итоге цена 90-сильного VW Polo 2020 года выпуска составила порядка 1,25 миллиона рублей, что вдвое больше, чем планировал потратить клиент, но в целом соответствует среднему прайсу для такой модели.
Но реальная цена VW Polo, указанная в договоре, составила 1,46 миллиона рублей. Дополнительные 241,5 тысячи рублей ушли компании ООО «Д.С. Дистрибьютор» за некую услугу с названием «Независимая гарантия 2.0» (о ней расскажем ниже).
В кредит Михаил взял 1,251 миллиона рублей, но и здесь всё непросто. Так, если взять график платежей и сложить сумму погашения основного долга и проценты, то окажется, что она на 4882 рубля меньше, чем ежемесячный платеж. На что тратятся эти 4882 рубля ежемесячно? Михаилу объяснили, что на некую банковскую страховку. В результате только за счет этой наценки за 7 лет он отдаст банку дополнительные 400 тысяч. Если же брать общую сумму выплат, то она составит 2,33 миллиона (это не считая 450 тысяч, которые он внес в качестве первоначального взноса).
Ежемесячный платеж в 27 тысяч рублей ощутимо больше, чем пенсия Михаила: изначально он планировал взять кредит тысяч на 200 на гораздо более мягких условиях. На сайте «Смолино-Моторс» анонсирована ставка от 7,9%, фактическая же составила 19,9%.
Сколько набегал «Поло»
Михаил провел диагностику автомобиля в компании «Гольфстрим» (официальный дилер VW в Челябинске), которая показала весьма среднее состояние машины: есть признаки установки газового оборудования, замены требуют многие расходники, немало вопросов по ходовой части, под замену рулевая рейка. Но главное — в договоре купли-продажи отражены показания одометра в 25 303 км, а специалисты «Гольфстрима» в диагностической карте указали 143 805 км.
«Пусть пишет претензию, расторгнем договор»
Мы обратились в компанию «Смолино-Моторс» с вопросами, в частности, почему анонсируемая на сайте цена так сильно отличается от условий, на которых совершил сделку Михаил.
Руководитель отдела продаж «Смолино-Моторс» Владислав Гончаров сказал следующее:
— На сайте цена со всеми максимальными выгодами под звездочкой, это не является публичной офертой: там черным по белому написано, что в отделе продаж нужно уточнять. Там на ценник нажимаете, и прописано, что скидка идет по программе «Финанс» и по трейд-ин. То есть цена со всеми максимальными скидками, которые можно придумать.
Михаил выполнил по крайней мере часть этих условий: так, он сдал свой автомобиль в трейд-ин и был щедро нагружен разного рода «гарантиями» и «страховками». Почему тогда цена за трехлетний «Поло» оказалась чуть ли не вдвое выше, чем анонсированная на сайте стоимость нового автомобиля?
— На сайте ценник со всеми выгодами, клиент приходит, и мы ему сразу объясняем, что цена складывается из таких-то моментов, — объяснил Владислав Гончаров. — Не все клиенты готовы оформлять по данному предложению, потому что там в условии обязательное оформление страховых продуктов. Все кредиты выдаются с допами от банка, на предложения по низкому ценнику делается каско, от каско никак не откажешься и деньги никак не вернешь.
— А что дает клиенту платеж в 241,5 тысячи рублей в адрес некоего ООО «Д.С. Дистрибьютор»?
— Это дополнительный продукт, сертификат есть, это, наверное, техническая или юридическая помощь на дороге, надо смотреть, сейчас не помню. А так да, есть такие продукты.
— У него еще почти 5000 рублей в ежемесячном платеже сидит непонятно за что...
— Все вопросы по кредитному договору надо непосредственно в банк адресовать.
Владислав Гончаров отметил, что если клиента не устраивают условия покупки, тот может обратиться в автосалон с претензией и расторгнуть договор купли-продажи. Михаил и его юрист Наталья Усова уже сделали это. По словам Владислава Гончарова, решение будет принято в течение нескольких дней:
— Не я решаю, не в моей компетенции, это уже генеральный директор и юридический отдел рассматривает все претензии, а так, вероятнее всего, будет расторжение.
— Но ведь платежи в адрес ООО «Д.С. Дистрибьютор» даже в этом случае просто так не вернуть, потому что данное ООО не имеет отношения к вашему автосалону?
— Вот как происходит расторжение: клиент приезжает, ему предлагают условия расторжения, он пишет согласие, пишет заявление в банк о досрочном закрытии кредита. Ему денежные средства переводятся на счет, и кредит закрывается, деньги приходят от автосалона и от страховых компаний, дата прихода денег тоже оговаривается. Единственное, клиент платит процент за срок пользования кредитом — и всё.
Что такое «Д.С. Дистрибьютор»
Впрочем, так ли всё на самом деле, судить сложно. По крайней мере, ООО «Д.С. Дистрибьютор» уже неоднократно фигурировало в таких сделках как некая сторонняя компания, предлагающая за круглую сумму ряд гарантий. И, по опыту предыдущих тяжб с подобными автосалонами, вернуть деньги с ООО «Д.С. Дистрибьютор», написав жалобу в сам автосалон, вряд ли возможно — это разные юридические лица.
ООО «Д.С. Дистрибьютор», по данным сервиса «Контур.Фокус», зарегистрировано в Москве 14 мая 2019 года. Учредителем в настоящее время является ООО «УК "Мр Капитал"», гендиректором — Александр Борисович Куликов. За время существования компания 786 раз фигурировала в качестве ответчика в судах. В арбитражном суде рассматривается иск группы компаний против ООО «Д.С. Дистрибьютор» на сумму почти 285 миллионов рублей.
А что вообще предлагает ООО «Д.С. Дистрибьютор»? В договоре оферты «Независимая гарантия 2.0» указывается, что компания вроде бы берет на себя исполнение кредитных обязательств клиента в случае, если он окажется неплатежеспособен. Но все формулировки усложнены и размыты, и есть подозрительные пункты, например, что гарант (то есть ООО «Д.С. Дистрибьютор») вправе отказаться от обязанностей предоставлять гарантию в случае, если клиент не исполняет обязательства по кредитным договорам. В общем, складывается впечатление, что гарантия аннулируется, если наступает случай, от которого гарантия вроде бы и страхует.
— Эти документы можно заявлять в конкурс бесполезных бумажек, — указала руководитель компании «Автоадвокат» Наталья Усова. — В подобных сделках компании ООО «Д.С. Дистрибьютор» фигурируют не первый раз, и расторжение договора с ними не так уж и сложно, но возможно только через суд. Несмотря на формулировки, суды встают на сторону потребителя и возвращают деньги за навязанные услуги. Когда речь о договоре купли-продажи самого автомобиля, нам удавалось расторгнуть его из-за скрученного пробега и существенного дефекта автомобиля, но это не влечет автоматического расторжения договоров на дополнительные услуги.
Мы продолжаем следить за этой историей.
Все статьи о «серых дилерах» собраны у нас в одном разделе.
А вот история владельца Land Cruiser, который рискует остаться без машины из-за долгов фирмы-продавца. Хозяин Range Rover судится с официальным дилером из-за незаконного, по его мнению, тест-драйва автомобиля.