Российский автопром стремительно переформатируется под новые реалии, новости об этом появляются каждую неделю. Из свежего: окончательная продажа завода Volkswagen и объявленная дата начала производства «китайских "Лад"». Приводим список российских автозаводов с краткой справкой, чем они займутся в обозримом будущем. Ситуация очень неоднородная: одни расширяют производства, другие выглядят кандидатами на закрытие.
АВТОВАЗ (Тольятти, Ижевск)
Тольяттинский завод АВТОВАЗа понемногу оживает: Lada Granta и два поколения Niva начали собирать еще в прошлом году, постепенно вернув версии с подушками безопасности и 16-клапанными двигателями для «Гранты». Главное событие весны — возобновление производства рестайлинговой Lada Vesta NG, правда, отличающейся от машины февраля 2022 года. Ее продажи еще не стартовали, но уже известна цена.
Судьба Ижевского завода пока менее определенная, но его, судя по всему, готовят под выпуск Lada Largus.
Возобновлена разработка следующего поколения Lada Granta на франко-румынской платформе, но ее мы увидим не ранее, чем через полтора года.
Пока же АВТОВАЗ сосредоточен на запуске производства китайского кроссовера FAW Bestune T77 на бывшем заводе Nissan, который перешел под контроль российского предприятия. Ожидается, что завод перезапустят в дни Петербургского экономического форума в середине июня.
«Автотор» (Калининград)
Завод стал главным ньюсмейкером весны, запустив сразу три линейки автомобилей: Kaiyi E5, седаны и кроссоверы BAIC, а также продукцию малоизвестной фирмы SWM. Пока речь идет о крупноузловой сборке, но завод имеет большой опыт перехода на полный цикл производства. Цены на продукцию «Автотора» выглядят конкурентоспособными (на фоне прочих), например, стоимость седана BAIC U5 Plus начинается от 1,7 миллиона рублей.
УАЗ (Ульяновск)
Ульяновский завод продолжает меланхолично стагнировать: меню из «Патриотов», «Хантеров» и «Буханок» не меняется уже 18 лет, зато работа не останавливается и в кризис.
Haval (Тульская область)
Это единственный завод, сохранивший производство иномарок на территории России после 2022 года. Под Тулой выпущено более 100 тысяч автомобилей Haval Jolion, F7, F7x, Dargo и H9, а в этом году добавится еще 8 моделей. Не исключено, что в списке будут и внедорожники Tank.
Hyundai (Санкт-Петербург)
Предприятие зависло в неопределенности: слухи о возобновлении производства самих Hyundai или выкупе предприятия казахскими компаниями пока звучат беспочвенными, а Минпромторг включил марку в список параллельного импорта, что косвенно свидетельствует об отсутствии четких планов рестарта предприятия. На заводе выпускали три самые популярные иномарки России: Hyundai Solaris и Creta, а также KIA Rio. Китайцы уже подсуетились и привезли им замену.
Mazda (Владивосток)
На заводе делали кроссоверы Mazda CX-5 и CX-9, а также седан Mazda6, но их сборка остановлена, а владелец, группа Sollers, пока не делал громких заявлений. По информации губернатора Приморского края Олега Кожемяко, производство перезапустят в 2023 году, но делать будут, скорее всего, китайскую модель.
Mercedes (Московская область)
Немецкая марка продала завод холдингу «Автодом», и, по последней информации, здесь будут выпускать четыре модели люксового китайского бренда Hongqi (Хунцы): H5, H9, HS5, EHS9. Марка Hongqi является старейшим и самым престижным автопроизводителем Китая и до недавнего времени была доступна только номенклатуре КНР.
Nissan (Санкт-Петербург)
После заявления Nissan об уходе из России завод передали ФГУП НАМИ, а оно перепоручило контроль АВТОВАЗу. Но делать там будут не классические модели тольяттинского гиганта, а китайские автомобили под брендом Lada. Первенцем станет кроссовер на базе FAW Bestune T77, запуск которого ожидается в июне 2023 года.
Renault (Москва)
Завод выпускал кроссоверы Duster, Kaptur, Arkana, а также близкий им Nissan Terrano. После ухода Renault он передан столичному правительству, и сейчас здесь выпускают автомобили «Москвич» (вот детальный обзор модели). В этом году планируется выпуск еще пары моделей — лифтбэка и среднеразмерного кроссовера. Во всех случаях речь идет о перелицованных китайских машинах, например «Москвич 3» — это JAC JS4.
Skoda (Нижний Новгород)
С 2011 года в одном из цехов группы ГАЗ в Нижнем Новгороде по контракту делали модели Skoda и Volkswagen, в частности, Kodiaq, Karoq, Octavia и Taos. В 2022 году немецкий концерн разорвал отношения с группой ГАЗ, но та посчитала шаг незаконным и пытается взыскать с VW более 40 миллиардов рублей в рамках двух исков. Арбитражный суд арестовал активы европейской компании в России, но позже снял ограничения.
Sollers (Елабуга)
На предприятии в Татарстане когда-то выпускали модели Ford, включая кроссоверы Kuga и коммерческие Transit. После окончательного ухода Ford предприятие перешло на производство машин под собственным брендом, но все они являются пока перелицованными моделями JAС. Ассортимент состоит из двух позиций: мини-грузовика Sollers Argo и фургона Sollers Atlant.
Stellanis (Калуга)
Здесь выпускали Peugeot 408, Citroen C4, коммерческие автомобили Peugeot, Citroen, Opel и Fiat, а также Mitsubishi Outlander и Pajero Sport. Предприятие остановлено, судьба его неясна.
Toyota (Санкт-Петербург)
Завод, где выпускали Camry и RAV4, законсервирован с прошлого года и к выпуску «Тойот» не вернется (их теперь возят параллельным импортом). Его передали под контроль института НАМИ, что стало традиционной схемой, по которой «русифицировали» производства Renault в Москве и Nissan в Петербурге. Новым промышленным партнером выбран оборонный концерн «Алмаз-Антей», который планирует инвестировать в предприятие порядка 35 миллиардов рублей для выпуска тягачей БАЗ с 2024 года, а с 2026 — электромобиля e-Neva собственной разработки.
Volkswagen (Калуга)
До кризиса здесь выпускали Volkswagen Polo, Tiguan и Skoda Rapid. В мае 2023 года официально объявили, что предприятие и другие активы Volkswagen в России, включая официальное представительство марки, проданы холдингу «Авилон». Что именно будет выпускать предприятие, пока неясно. Сам «Авилон» работал с Volkswagen в прежние времена и сейчас занимается параллельным импортом таких машин из Китая. Но возобновление их выпуска выглядит маловероятным из-за санкционных ограничений, поэтому в качестве партнера может быть выбрана, например, FAW, имеющая совместные предприятия с немецким концерном в Китае. В числе претендентов называется марка Chery, популярная в России, но не имеющая собственного производства в стране.