Авто проблема «Мы уже видим дефицит топлива»: представители челябинской сети АЗС объяснили резкий рост цен на бензин

«Мы уже видим дефицит топлива»: представители челябинской сети АЗС объяснили резкий рост цен на бензин

Они отмечают: АИ-95 стоит 55 рублей за литр, тогда как экономически оправданная цена — около 60 рублей

Стоимость бензина в сентябре резко возросла, и под ударом — частные сети АЗС

Цены на бензин растут, в Челябинской области наблюдается дефицит топлива в опте, рассказал нам инсайдер рынка. После публикации 74.RU о резком удорожании бензина специалисты упомянутой в тексте сети АЗС Price связались с редакцией и рассказали, почему АИ-95 на их заправках стоит 55,1 рубля за литр, что даже выше цен на крупных сетях АЗС. По их словам, речи о «жадности» АЗС не идет: причина — в аномальном росте оптовых цен.

Когда опт выше розницы

Cеть АЗС Price закупает топливо на бирже и имеет соответствующую аккредитацию. В данный момент стоимость бензина АИ-95 на бирже составляет 73,1 тысячи рублей за тонну, или 54,8 рубля за литр, что практически эквивалентно выставляемой АЗС розничной цене — 55,1 рубля за литр. Представитель сети Price подчеркнул, что расходы на доставку топлива и содержание АЗС обычно добавляют к розничной цене 4 рубля за литр. По его словам, в данный момент нет речи как о марже, так и о покрытии расходов на содержание самой сети.

— Мы ждем, терпим, надеемся, что ситуация нормализуется, — сообщил спикер. — Такие периоды бывали раньше: например, зимой были дни, когда дизтопливо в опте стоило 62 рубля за литр, мы продавали по 59 рублей, чтобы сохранить работоспособность сети. Но сейчас период затянулся: с мая идет непрерывное увеличение оптовой цены, мы вынуждены поднимать стоимость, но даже так не можем окупить свои расходы.

Заправки Price расположены в Челябинске и области

Топливо на независимых сетях получается дороже, чем на заправках ВИНКов (вертикально интегрированных нефтяных компаний вроде «Лукойла» и «Газпромнефти»).

— Они тоже поднимали цены с мая, но искусственно сдерживают их рост уровнем инфляции, выполняя соглашение с правительством, — объясняет специалист. — Раньше мы всегда ориентировались на цену ВИНКов и выставляли стоимость ниже, но сейчас оптовые цены настолько высоки, что мы вынуждены превышать прайсы ВИНКов, хотя даже этого недостаточно для самоокупаемости.

Стоимость топлива на заправках ВИНКов сегодня даже ниже, чем на независимых АЗС. Но специалисты называют эту ситуацию искусственной: ВИНКи имеют возможность компенсировать розничные убытки за счет других звеньев производственной цепочки или экспорта

«Поставки стали нерегулярными»

Собеседник отмечает и другую проблему — усложнившиеся поставки топлива по железной дороге. Ухудшилась логистика, возросли сроки, участились задержки поставок по самым разным причинам. Чтобы не останавливать работу, сети Price периодически приходится покупать топливо на местных оптовых базах, но цена его гораздо выше биржевой. Например, бензин АИ-95 стоит 82,2 тысячи рублей за тонну, а это 61,7 рубля за литр. То есть для нормальной работы АЗС при таком опте нужна розничная цена АИ-95 на уровне 65–67 рублей за литр.

Аналогична ситуация с другими видами топлива. Так, бензин АИ-92 в переводе на литровую стоимость на бирже стоит 52,1 рубля, на местных оптовых базах — 57 рублей за литр, его розничная цена на АЗС Price — 53,2 рубля за литр. Биржевая цена дизтоплива — 63,3 рубля за литр, на местных базах — 71,8 рубля за литр, в рознице — 64,9 рубля.

Специалист говорит, что в основе ценовой эскалации — недостаточное предложение топлива.

— Спрос существенно опережает предложение, поэтому на бирже продавцы встают в максимальную цену с учетом установленных пределов, — поясняет он. — У ВИНКов есть обязательство отгружать определенный процент топлива на биржу, по АИ-92 это 13%. По факту они поставляют даже больше, но и этого не хватает. При такой ситуации рост цен оказывается неизбежным. Думаю, мы уже сейчас можем констатировать дефицит топлива для нормальной работы АЗС.

Экспортный соблазн

О причинах ограниченных поставок нефтепродуктов в России неоднократно высказывались эксперты. Они указывают на соблазн «экспортной альтернативы»: при низком курсе рубля и высоких мировых ценах ВИНКам выгоднее отгружать топливо за рубеж. В случае с дизтопливом, которое дорожает быстрее остальных видов, влияет и сезонный фактор, в частности уборочная кампания.

Одним из балансиров топливного рынка был так называемый демпфер: схема, при которой ВИНКам компенсировали разницу между экспортными и внутренними ценами в случае, если они обеспечивали российский рынок достаточным количеством топлива. С 1 сентября размер демпфера уменьшен вдвое, и ряд экспертов считают, что ВИНКи попробуют отыграть разницу в десятки миллиардов рублей на внутреннем рынке. Правительство обсуждает ряд мер, в частности увеличение экспортных пошлин на нефтепродукты и даже запрет на поставки топлива за рубеж.

Цены растут рекордными за шесть лет темпами

О проблемах независимых АЗС специалисты предупреждали сразу же после кризиса 2018 года, когда правительство обязало ВИНКи не наращивать цену сверх официальной инфляции.

В этом году увеличение розничных цен фиксируется с мая, локального пика оно достигло в сентябре. Так, за последнюю неделю цена бензина АИ-92 в УрФО увеличилась на 40 копеек (данные Росстата), цена АИ-95 — на 37 копеек. Такие темпы недалеки от динамики цен весны 2018 года: тогда на протяжении шести недель бензин дорожал примерно на 50 копеек в неделю. Некоторые регионы уже превзошли эту величину: в Сибири АИ-95 подорожал на 57 копеек за неделю, в Южном федеральном округе — на 58 копеек. При этом средний темп удорожания с лета 2018 года по весну 2023 года составлял 2–3 копейки в неделю.

А вот как челябинские водители отнеслись к подорожанию топлива.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления