В октябре правительству удалось остановить рост цен на бензин и дизтопливо, и СМИ дружно заговорили даже о его резком удешевлении. Наш автомобильный журналист Артем Краснов объясняет, почему это лишь иллюзия.
Как сделать человеку хорошо? Сделай ему плохо и верни как было. Ну или почти как было. Формально цены на топливо в октябре действительно поползли вниз, например, за две недели октября, со 2 по 16-е число, бензин АИ-95 подешевел на полрубля, дизтопливо — на 60 копеек (данные Росстата в среднем по России). Но этот откат во многом иллюзорен, потому что с мая по сентябрь бензин АИ-95 подорожал на 4,66 рубля, дизтопливо — на 6,74 рубля. То есть удешевление хоть и имеет место, но позволило вернуть лишь 10–15% от общего удорожания топлива хаотичным летом 2023 года.
Случилось это на фоне запрета экспорта нефтепродуктов, введенного правительством для стабилизации внутренних цен. При этом биржевая стоимость топлива рухнула сразу на четверть, например, для бензина АИ-95 — с 75 тысяч рублей за тонну до примерно 55 тысяч. В этом смысле снижение розничной цены на 1% выглядит не так уж существенно, хотя нужно посмотреть долговременную тенденцию. Но я бы поставил на то, что это «рекордное удешевление» не продлится долго и не отыграет летней наценки.
Мы уже привыкли к лукавству «нефтяников». Например, когда весной 2022 года биржевые цены топлива обрушились, на АЗС была «стабильность», то есть никто из нефтяных компаний не спешил сбрасывать стоимость. Скорее всего, и сейчас нефтяные компании не будут откатывать прайсы к летним уровням, оставляя «подушку безопасности» на случай будущих колебаний.
Кроме того, нефтяные компании добились главного: с октября возвращен полный размер компенсационного демпфера, который власти этой осенью пытались снизить вдвое. Демпфер — это многомиллиардные компенсации нефтяным компаниям за упущенную выгоду, если экспортная цена нефтепродуктов оказывается выше внутренней. Проще говоря, нынешнее удешевление бензина происходит во многом за бюджетный счет.
Меня, если честно, стоимость бензина не слишком волнует: при годовом пробеге в пределах 10 тысяч километров разница в цене даже на рубль оборачивается переплатой в 1000 рублей в год, так что коммуналка или стоимость некоторых продуктов меня волнует куда сильнее. С другой стороны, цена бензина и особенно дизтоплива зашита в экономику, поэтому вольности нефтяного рынка тут же отражаются в инфляции.
В докризисные времена между правительством и нефтяными компаниями было правило: последние не могли повышать розничную цену больше инфляции. В прошлом году это правило выполнялось с точностью до десятой процента, а в этом впервые за пять лет было нарушено. Впрочем, скакнувшие цены, вероятно, подстегнут подорожание в других областях, так что к концу года чиновники опять смогут сказать: бензин подорожал в пределах инфляции. Опуская тот факт, что он же ее и спровоцировал.
Согласны с автором?
Осенью резко выросли цены на бензин и дизтопливо, и возникли перебои с его поставкой на отдельные АЗС. Власти ввели ограничения на экспорт нефтепродуктов и еще ряд мер, после чего стоимость стала снижаться.