Автомобилисты обратили внимание на увеличение цены бензина АИ-92 и АИ-95 на АЗС «Лукойл». По их словам, стоимость прибавила почти на рубль (по нашим оценкам — полрубля). А цена бензина АИ-100 «Экто» превысила 68 рублей. А за неделю до этого, в сильные морозы, наблюдались перебои с поставками. Что происходит на топливном рынке — в нашем обзоре.
Сейчас стоимость бензина АИ-92 на АЗС «Лукойл» составляет 49,36 рубля за литр, АИ-95 — 54,71 или 54,11 (в зависимости от заправки). При этом 19 декабря цена АИ-92 составляла 48,86 рубля за литр, АИ-95 — 53,61 рубля за литр.
— Почему бензин на «Лукойле» в Челябинске опять дорожает? На рубль подняли! Куда смотрит правительство? — написал нам читатель, приложив фотографию.
Столь сильные корректировки стоимости не наблюдались давно. Для сравнения, в разгар осеннего топливного кризиса цены на топливо менялись в среднем на 30–50 копеек в неделю. Мы обратились в пресс-службу «Лукойла» с просьбой прокомментировать ситуацию и опубликуем ответ, как только он поступит в редакцию.
Снижение цен закончилось
Средняя цена топлива в России не росла с октября 2023 года, когда правительство остановило кризис запретом экспорта. Но теперь стоимость снова начали увеличивать. По данным Росстата, в последний отчетный период, с 11 по 18 декабря, подняли цены на все виды горючего: АИ-92, АИ-95, АИ-98 и дизтоплива. Пока речь идет о незначительном удорожании — на величину от 1 до 9 копеек. Но главное, что завершился двухмесячный период, в течение которого топливо сползало с сентябрьского пика. На Южном Урале с 11 по 18 сентября цена бензина АИ-95 не изменилась, АИ-92 подорожал на 2 копейки, но сильно прибавило дизтопливо — сразу на 21 копейку за литр. При этом, по данным Росстата, в Челябинске самый дешёвый бензин АИ-92 по всей России — его средняя цена составляет 46,56 рубля за литр.
Осенний топливный кризис и последовавший дефицит бензина на АЗС спровоцировало резкое увеличение оптовой стоимости топлива. Например, в сентябре цена тонны бензина АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже доходила до 75 тысяч рублей. Больше подобного не наблюдается, биржевая цена бензина в декабре падала и сейчас колеблется около отметки 42 тысячи рублей за тонну.
Глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов соглашается, что причин для удорожания топлива не просматривается:
— Обычно под начало зимнего сезона биржевые котировки идут вниз, и сейчас они очень низкие, на уровне минимумов, — объясняет он. — Явных предпосылок для повышения цен на сегодняшний день нет, поэтому, наверное, причина — в локальной ситуации. Может быть, конечно, за счет розничного сегмента отыгрывают потери в опте, но это звучит не очень убедительно, тем более рост цен на топливо в течение года получился выше инфляции. Может быть, это связано с тем, что во всех сегментах торговли растут затраты на оплату труда, есть кадровый дефицит, но применительно к АЗС это также звучит сомнительно, потому что фонд оплаты труда в этой отрасли не очень большой. Думаю, это какой-то всплеск и о тенденции говорить рано: никакой подоплеки я тут не вижу.
Мы продолжаем следить за ситуацией. Если заметили резкий рост цен или исчезновение топлива на АЗС любых брендов, напишите нам через форму обратной связи ниже.
Удорожание топлива опережает инфляцию. Волнует ли вас это?
Обратите внимание, что на всех АЗС «Лукойл» введена постоплата. Одной из мер по стабилизации внутренних цен на топливо был запрет его экспорта, но в ноябре его отменили. Перебои с поставкой топлива на челябинские АЗС фиксировались и осенью, и зимой 2023 года.