Прошлой осенью Вячеслав купил премиальный кроссовер Exeed TXL у официального дилера в Челябинске, компании «Exeed Сильвер Центр Игуменка» (далее — «Сильвер»). Из-за несчастья в семье Вячеслав вынужден был задуматься о смене автомобиля на более простой, и решил сдать Exeed в трейд-ин с обменом на Chery Tiggo 7 Pro. Но во время диагностики, по словам Вячеслава, специалисты компании «Планета Авто», а позже и «Сатурна», обнаружили следы ремонта крыши автомобиля. Вячеслав рассказывает, что в результате оценочная стоимость машины упала на полмиллиона рублей. Он обратился с претензией к продавцу, компании «Сильвер», где ему сделали встречное предложение, которое Вячеслава не устроило. Вообще продажа дилерами автомобилей со следами ремонта — не редкость. Машину могут повредить на заводе, во время доставки или у самого дилера, поэтому битые машины в автосалонах встречаются. Мы попросили практикующего юриста рассказать о перспективах таких дел на примере этого случая.
«Заметил неодинаковые подкрылки»
Вячеслав рассказывает, что у него и до этого был Exeed TXL, но осенью 2023-го он решил поменять его на версию с более мощным 2-литровым мотором. Сначала он обратился в автосалон Exeed на проспекте Ленина, где у него приняли заявку. Вскоре Вячеславу перезвонили из компании «Сильвер», которая также является официальным дилером Exeed в Челябинске, и предложили оформить сделку у них с дополнительной скидкой в 100 тысяч рублей. Поскольку автомобиль он покупал в кредит и через схему трейд-ин, ему полагалась также скидка от дистрибьютора в 650 тысяч рублей. Итого автомобиль со стоимостью по прайсу в 4,7 миллиона рублей он купил за 3,95 миллиона. В договоре купли-продажи при этом фигурировала стоимость в 3,5 миллиона рублей, а оставшаяся часть суммы была оформлена как дополнительные платежи: 346,5 тысячи рублей за подбор и заключение договора поручительства, и еще более 100 тысяч — за подбор разнообразных услуг страхования. Итого — 451 тысяча.
— Еще в октябре я заметил, что у автомобиля не одинаковые подкрылки, поехал в салон, там проверили крыло толщиномером, сказали, что всё нормально, я успокоился, — рассказывает Вячеслав. — А потом мне срочно понадобились деньги из-за проблем в семье, и я потратил все свои сбережения. В итоге понял, что нужно менять машину на что-то попроще. Поехал в «Планету Авто», там предложили мне Chery Tiggo 7 Pro с учетом моей машины, которую предварительно оценили в 3,25 миллиона. Я говорю: «Что-то мало, она же совсем новая». Они говорят, мол, мы ее тщательно посмотрим и тогда, возможно, предложим цену повыше. Ну, я согласился. А потом они позвонили и говорят: на крыше машины много шпаклевки, она, скорее всего, битая, поэтому не сможем предложить более трех миллионов рублей. Я тогда поехал в «Сатурн», там та же история: говорят, что очень большая площадь ремонта крыши, видно, что весь салон изнутри разбирали. И позже мне еще раз позвонили из «Планеты Авто» и говорят: «Мы тут посоветовались, с учетом повреждений не сможем забрать вашу машину больше, чем за 2,8 миллиона». То есть вот так сразу машина полмиллиона рублей в цене потеряла.
«Предложили миллион плюс Coolray»
Вячеслав говорит, что у него это уже десятый автомобиль, он привык доверять официальным дилерам и никогда с подобным не сталкивался. Он написал письменное обращение в адрес руководства автосалона «Сильвер», и его пригласили на встречу.
— Но мне предложили вместо Exeed TXL компенсацию 1,1 миллиона рублей плюс Geely Coolray, — рассказывает он. — Я говорю: ну, это же несерьезно, это машина вообще другого класса.
Стоимость дорестайлинговых Geely Coolray без учета скидок составляет 2,345–2,755 миллиона рублей, а обновленные кроссоверы стоят 2,601–2,95 миллиона, но дилеры также предлагают скидки до 270 тысяч рублей. Если сравнивать рекомендованные розничные цены, то Coolray дешевле Exeed TLX в рассматриваемой комплектации на 1,75–2,355 миллиона рублей, поэтому Вячеслав считает предложенные условия неравноценными.
Вячеслав направил еще одну письменную претензию в автосалон, а в случае отказа намерен заказать экспертизу автомобиля (она стоит порядка 30 тысяч рублей) и обратиться в суд для расторжения договора.
Мы позвонили в автосалон «Сильвер» с просьбой прокомментировать ситуацию. В отделе продаж сообщили, что руководитель клиентской службы в курсе происходящего и занимается с клиентом. Мы задали ряд уточняющих вопросов, в частности, при каких обстоятельствах была повреждена машина и что означают дробные суммы в договоре. В отделе продаж записали наши контактные данные и пообещали, что с нами свяжутся представители клиентской службы компании. Мы опубликуем комментарий автосалона «Сильвер» по мере его получения.
О неявных пунктах договора
Председатель Челябинской областной организации по защите прав потребителей Станислав Михолан отмечает, что продажа автомобилей с подобными дефектами довольно распространена, однако вне зависимости от того, о новом или подержанном автомобиле речь, клиента необходимо уведомить о наличии всех недостатков. Это должно быть отражено в договоре купли-продажи или в приложении. Проведение кузовного ремонта, по словам Станислава Михолана, уже не позволяет считать транспортное средство новым.
— В этой связи и рождаются формулировки в договорах, где понятия кузовного ремонта и предпродажная подготовка дилерами отождествляются, — объясняет эксперт. — Нередко бывает, что дилеры прописывают подобные недостатки в договоре, но делают это в завуалированном виде, скажем, что ряд дефектов лакокрасочного покрытия, вроде неровностей и шагрени, считаются допустимыми. Кроме того, для регистрации автомобиля в ГИБДД обычно делается краткая версия договора, но дилер также составляет подробную, на нескольких листах, и в ней грамотный продавец всегда отразит все недостатки автомобиля.
«Если клиента не уведомили о ремонте якобы новой машины, он вправе требовать расторжения такого договора»
Принципиальным также является вопрос, сказывается ли данный недостаток на функционировании автомобиля:
— То есть, условно, если из-за ремонта крыши салон автомобиля потерял герметичность, то от продавца можно требовать, например, устранения недостатка, а уж каким способом он его будет устранять — это его дело. Он может отремонтировать машину, может заменить изделие или предложить еще какой-то вариант. Но в данном случае, если ремонт не сказывается на функционале автомобиля, по сути, можно требовать только расторжения договора. Кроме того, это сказывается на штрафах и пени, которые можно взыскать с автосалона: если говорить упрощенно, в данном случае они будут ниже.
Кроме того, по договору стоимость автомобиля составляет 3,5 миллиона рублей, а остальная часть суммы — это разнообразные услуги. Не исключено, что это также осложнит взыскание полной суммы, внесенной Вячеславом и банком за автомобиль.
На дорогах Челябинска много колей и наката, и мы публиковали простую инструкцию, что делать в случае ДТП из-за нечищеных дорог. А вот история автовладелицы, которая не может избавиться от сгоревшей машины. Ранее компания Kia подала в суд на челябинского дилера, который предлагал машины за треть цены.