Читатели сообщают нам о возрастающих сложностях с легализацией иномарок, ввезенных параллельным импортом. Игорь планировал сэкономить на покупке Geely Monjaro: у официальных дилеров кроссовер в нужной ему комплектации стоит 4,895 миллиона рублей, а при ввозе из Китая через Киргизию — 3,32 миллиона рублей под ключ с русификацией. Игорь уже хотел внести предоплату посреднику, но тот сказал, что в лабораториях по сертификации машин ажиотаж в преддверии 1 февраля и оформить документы на Monjaro сейчас невозможно. Мы поговорили с участниками рынка, чтобы понять, действительно ли параллельному импорту приходит конец?
При чем тут 1 февраля
Привязка к 1 февраля 2024 года возникает, потому что до этой даты действуют постановления правительства, регулирующие параллельный импорт. В частности, это касается упрощенной схемы сертификации через ЗОЕТС (заключение об оценке единичного транспортного средства) и послаблений в области установки модуля для подключения к «ЭРА-ГЛОНАСС». В конце прошлого года глава Минпромторга Денис Мантуров заявил о намерении правительства продлить схему параллельного импорта на 2024 год, но отсутствие конкретики провоцирует нервозность среди участников рынка.
Еще сильнее их напрягают циркулирующие слухи о возможном запрете на ввоз автомобилей из Киргизии, которая превратилась в главный перевалочный пункт при транспортировке машин из Азии, а иногда и Европы. Причина этого — в более мягком таможенном режиме: например, за бензиновый автомобиль в Киргизии необходимо заплатить 15% таможенной пошлины и 12% НДС, тогда как в России одна только пошлина может достигать 48% стоимости. А для юрлиц и частников-перекупщиков с августа действует увеличенный утилизационный сбор.
Киргизия стала основными воротами для «параллелки» после введенных ограничений в Казахстане и отказа ряда других стран поставлять машины в Россию (например, Грузии). Попутно и сама Россия ужесточает требования к ввозу машин: например, осенью прошлого года изменился перечень брендов для параллельного импорта, из которого исключили некоторые китайские марки. Не исключено, что сложности Игоря связаны именно с этим обстоятельством, ведь Geely уже много лет представлена в России официально.
«Надо закрывать киргизскую черную дыру»
Мы обратились к человеку, который помогает легализовать «параллельные» автомобили в России, но, по его словам, процесс идет в рабочем режиме:
— Ажиотаж есть, но не критичный, и ситуация с лабораториями терпима, — ответил он. — Есть некоторые сложности на таможне с оплатой утильсбора, но они носят технический характер.
Другой участник рынка заявил, что процесс оформления машины занимает теперь больше времени, потому что при растаможке требуется оригинал таможенной декларации. По его словам, это идет в рамках борьбы с заниженными инвойсами (проще говоря, занижением таможенной стоимости товара). В остальном новых препон он не заметил.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин отмечает, что ситуация в целом сложная, потому что правила параллельного импорта регулярно меняются и все испытательные лаборатории вынуждены держать руку на пульсе.
— При этом лаборатории делятся на два типа: первый тип соблюдает законодательство, второй — нет, — поясняет он. — В лабораториях второго типа всё оформляется без особых сложностей и сейчас очередей нет, потому что туда не надо везти машину физически. В других лабораториях действительно наблюдаются очереди, все бегают, и понятно, что Россия должна каким-то образом закрывать эту киргизскую черную дыру, через которую машины идут к нам по большому счету в обход нашей растаможки.
Антон Шапарин говорит, что утилизационный сбор был первым шагом по защите рынка, а сейчас Минпромторг обдумывает новые ограничения для «киргизских» машин:
— Желание у российских властей большое просто потому, что объем денег, конечно, очень заметный, — добавляет он.
Какие лазейки используют при легализации машин
Россия входит в единое таможенное пространство с рядом сопредельных государств, но при этом таможенные пошлины пока не одинаковы: скажем, в Казахстане, помимо единого таможенного тарифа (ЕТТ), действует свой, для внутреннего пользования. Мы уже показывали на примере внедорожника Mitsubishi, что он позволяет сэкономить до 800 тысяч рублей. Формально вывозить такие машины из Казахстана нельзя, но на границе этот вопрос не контролировался. Не исключено, что в будущем владельцев таких машин попросят доплатить разницу, как это было на примере с «армянскими» автомобилями (хотя там ситуация была чуть иной — они и регистрировались в Армении).
Популярная уловка — указание заниженной стоимости автомобиля. Во многих странах пошлина вычисляется в пропорции к цене машины, поэтому искажение стоимости позволяет сэкономить. Однако, по словам продавцов, всё чаще таможенники устанавливают некие минимальные пороги цены, скажем, 20 тысяч евро.
Еще одна проблема при параллельном импорте — необходимость сертифицировать автомобиль, получая особый документ — СБКТС. Его выдает сертифицированная испытательная лаборатория, и сама процедура очень напоминает техосмотр. Но сложность в том, что на всю Россию таких лабораторий очень мало: по состоянию на январь 2024 года их всего 10 штук (источник). Поэтому импортеры предпочитают легализовать машины без их физического предъявления в лабораторию, что по факту незаконно.
Власти неоднократно заявляли о желании бороться с подобными схемами. Еще год назад Федеральная таможенная служба предупреждала об усилении контроля, а Росстандарт отрапортовал об аннулировании регистрации автомобилей, которые прошли лабораторные проверки только на бумаге. Летом появилось еще более грозное предупреждение о возможной конфискации автомобилей, растаможенных по заниженной стоимости, если владелец откажется доплатить разницу. Кроме того, в новой схеме утилизационных сборов есть сноска, позволяющая властям запрашивать увеличенный сбор с автовладельцев через два года после ввоза машин из стран Таможенного союза.
Объемы параллельного импорта действительно снижаются, на что влияют как ограничения властей, так и расширение ассортимента «белых» иномарок.