Эксперты издания «Авторевю» пришли к выводу, что защищенность китайских автомобилей крайне низка и находится на уровне 30-летней давности. Вообще, число угонов в России сокращается уже не первый год, и китайские автомобили пока не фигурирует в списках наиболее угоняемых моделей. Однако если на черном рынке появится спрос на чайнакары, их «естественной» защиты недостаточно даже для противостояния угонщику-любителю.
Например, китайские автомобили отличаются простыми замками без антивандальных личинок, которые можно свернуть отверткой. Их двери не защищены от «трафаретного» вскрытия (отмычкой через механизм самого замка). Доступность «улитки» клаксона позволяет быстро отключить звуковой сигнал, а тросики капота находятся в легкой доступности.
Эксперты «Авторевю» отмечают почти нулевую устойчивость к электронному взлому, что усугубляется распространением бесключевого доступа с плохо защищенными каналами связи. Штатный иммобилайзер обезвреживается через подключение к диагностическому разъему, что позволяет без особых хлопот прописать дополнительные ключи или метки. Более того, электронные коды и конфигурации ключей для китайских автомобилей, по информации журнала, продаются через интернет-магазины за 7 тысяч рублей: достаточно знать VIN автомобиля.
По мнению издания, причин у китайской беспечности две. Во-первых, в КНР угоны автомобилей практически отсутствуют из-за мощных систем контроля и наблюдения. Во-вторых, автопроизводители не хотят усложнять электронные системы, чтобы снизить коммуникацию с российскими дилерами: видимо, языковой барьер силен. Журналисты «Авторевю» советуют владельцам китайских автомобилей подумать хотя бы о механических блокираторах на рулевой вал.
Пока китайские автомобили не являются лидерами угонного хит-парада. Например, по статистике «ВСК-Страхования», среди машин, застрахованных по каско, больше всего в 2023 году угнали Hyundai (31%), Kia (18%), Lada (11%), Mitsubishi (4%) и Chery (4%). В компании «Абсолют Страхование» лидерами стали Mercedes-Benz и Toyota, а у «РЕСО-Гарантия» — Kia, Hyundai, Mitsubishi, Lexus, Toyota, LADA, BMW и Renault.
По опыту прошлых лет угонщики предпочитают два типа автомобилей: популярные в народе и престижные в криминальных кругах. Те же Hyundai и Kia востребованы у жуликов, потому что до кризиса были самыми популярными инобрендами, что породило высокий спрос, например, на запчасти. Автомобили типа BMW X6 или Lexus LX570 нередко угоняют «под клиента», поскольку модели пользуют авторитетом в известных кругах.
Китайские автомобили пока не попадают ни в одну из этих категорий. Но поскольку продажи чайнакаров измеряются сотнями тысяч штук в год, ситуация скоро изменится. И попадание Chery в статистику страховых напоминает об этом.
А вы боитесь угона автомобиля?
Защите автомобиля от угона был посвящен отдельный спецпроект. Другая проблема с китайскими автомобилями — плохая сопротивляемость коррозии (но не для всех моделей).
Важные изменения ждут нас уже весной: правительство запретило серый импорт автомобилей из Китая, что наверняка скажется на ценах.