Стартовали продажи электрокроссовера Evolute i-Jet российской сборки, стоимость которого составляет 6,92 миллиона рублей — это самый дорогой автомобиль из отечественных брендов, кроме люксовых «Аурусов». Как и прочие модели Evolute, он является не самостоятельной разработкой, а лицензионной копией китайского кроссовера Seres SF5. Электромобиль выпускают на заводе «Моторинвест» под Липецком в режиме крупноузловой сборки.
Размеры, дизайн и характеристики электрокроссовера намекают на сходство с Porsche Macan, который с недавних пор также стал чистым электромобилем. Evolute i-Jet имеет длину 4,7 метра, полный привод, суммарную отдачу двух электромоторов в 585 л. с. и разгон до 100 км/час за 4 секунды. Для него доступна только одна батарея емкостью 80 кВт·ч, что обеспечивает далеко не рекордный запас хода в 483 км по европейскому циклу WLTP. Для сравнения: 544-сильный Zeekr 001 с батареей на 100 кВт·ч в том же цикле проезжает 580 км.
В Китае Seres SF5 выпускается и в виде последовательного гибрида, такие машины тоже продаются в России, но под другой маркой — Aito M5 (модель построена на базе SF5).
Стоимость Evolute i-Jet получилась даже выше, чем у ввезенных серым импортом Zeekr 001, которые удерживают пальму первенства на российском рынке новых электрокаров. В прошлом году полноприводные «единички» стоили от 5,5–6 миллионов рублей, однако после 1 апреля ужесточаются правила параллельного импорта, поэтому новые Zeekr 001 (как и другой импорт) станут дороже. Возможно, это даст псевдороссийскому i-Jet шанс найти свою аудиторию, тем более на него распространяются как государственные субсидии, так и скидки производителя.
Пока продажи Evolute в России относительно скромны: формально марка удерживает лидерство в категории «официальные электрокары России», но конкурентов в этой ипостаси у нее почти нет, разве что более дорогие Voyah. Продажи Evolute отстают от планов: в 2023 году марка рассчитывала продать 6 тысяч электромобилей, но реализовала чуть более 2 тысяч. Две трети пришлось на самую доступную модель i-Pro, продажи которой стимулируют государственные программы. Однако марка активно расширяет модельный ряд: к кроссоверам i-Joy и i-Sky недавно добавился микроавтобус i-Space, в планах — минивэн i-Van.
С владельцев автомобилей, ввезенных серым импортом, будут взыскивать разницу в пошлинах, НДС и акцизах. Еще один российский производитель китайских машин, «Москвич», также испытывает проблемы со спросом. Зато в Россию вернулись автомобили Solaris: ассортимент включает четыре модели.