RU74
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Челябинске
Погода-6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -13

7 м/c,

ю-з.

724мм 73%
Подробнее
0 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Авто репортаж Эти не работают, туда не заехать. Тестируем на «Тесле» зарядные станции для электромобилей в Челябинске

Эти не работают, туда не заехать. Тестируем на «Тесле» зарядные станции для электромобилей в Челябинске

Спойлер: прогресс чувствуется, но и проблем хватает

ЭЗС мы тестировали на Tesla Model 3 Performance
Источник:

Тест челябинских электрозарядных станций (ЭЗС) для электромобилей оказался делом азартным, как игра в казино, потому что никогда не знаешь, выпадут ли тебе киловатт-часы или зеро. В столице Южного Урала уже с полсотни ЭЗС, в том числе скоростных (до 150 кВт), которые формально покрывают почти все районы города. А на практике? Дмитрий, владелец Tesla Model 3 Performance, что участвовала в нашем недавнем тесте на дальнобойность, пригласил нас в поездку по городу, чтобы показать будни (и боль) челябинского электровода. Мы согласились и оценили вместе с ним расположение станций, их мощность, а главное — работоспособность. Результат оказался двойственным, а началось всё с избитой проблемы — невозможности подъехать к зарядной станции.

ЭЗС Hyper на Елькина (около публичной библиотеки). Рядом навалена куча гравия, на единственном свободном месте запаркована машина. Справедливости ради, с парковкой в этом районе беда
Источник:
Эта симпатичная ЭЗС Punkt E на Комсомольском проспекте имеет мощность 60 кВт и работает достаточно предсказуемо, но расположена в углу парковки, так что подъехать к ней в будни можно только в день благоприятного гороскопа
Источник:
Hyper на Комсомольском. К слову, кабели у ЭЗС не очень длинные, то есть запарковаться поперек получится не всегда: может не хватить длины
Источник:

Я отчасти понимаю водителей, которые не замечают ЭЗС. Электромобилей в России мало, таблички 8.3.4.1, обозначающие места для зарядки, непривычны глазу. И для большинства из нас эти разноцветные столбики с космами проводов — что-то вроде инструкций к пользованию лифтами: вроде есть, но никто не вникает.

Табличка 8.3.4.1 означает, что знак 6.4 «Парковка» распространяется только на электромобили и подзаряжаемые гибриды. Штраф за парковку классических машин с ДВС — 500 рублей, предусмотрена и эвакуация. Однако, насколько мы знаем, именно за это нарушение в Челябинске не эвакуируют
Источник:

Да и сами операторы ЭЗС в Челябинске стремятся ставить их не там, где удобно для клиентов, а скорее там, где ближе до трансформаторной подстанции. В идеале же для зарядок нужны отдельные хорошо видимые зоны, чтобы у прочих автомобилистов не возникало соблазна парковаться именно здесь. И мы нашли пример образцовой ЭЗС: это зарядки Elli челябинского завода «Электромашина». Правда, с ними возникла другая проблема, но об этом чуть ниже, а пока полюбуйтесь.

ЭЗС Elli на улице Машиностроителей показывают образцовый подход к оформлению: четкая разметка, отбойники, навес
Источник:
Комплекс рассчитан на четыре машино-места: два под быструю зарядку постоянным током, два — для переменного тока. Не хватает разве что кафе поблизости, но это вопрос решаемый
Источник:

Но ЭЗС Elli постоянного тока заряжать Tesla отказалась, точнее, приложение вроде бы показывало, что процесс запущен, но по факту батарея не пополнялась. А вот от зарядки переменного тока, расположенной тут же, процесс пошел, но мощность его невелика — 3,6 кВт. Обычно такие зарядки ставят дома, а для публичного пользования их мощности недостаточно, и для перезарядки батарей этой Tesla емкостью 82 кВт⋅ч понадобятся сутки.

Зарядная станция Elli постоянного тока (скоростная) в приложении показывала начало зарядки, но мощность оставалась нулевой. Дмитрий говорит, что на этой ЭЗС зарядить его Tesla не удавалось и в прошлые разы, но отметил хорошую работу службы технической поддержки
Источник:
ЭЗС переменного тока Elli выдала 227 В и 16 А в одну фазу: это параметры обычной бытовой розетки. Мощность составила 3,6 кВт. Впрочем, сама зарядная станция, кажется, готова работать в три фазы, поэтому, если взять не американскую Tesla, а китайскую, мощность может достигать 11 кВт в три фазы. Что всё равно довольно скромно для публичных ЭЗС
Источник:

Пару слов про мощность зарядки, которая определяет скорость пополнения батареи. Зарядные станции переменного тока в принципе являются маломощными и чаще используются дома для ночной зарядки. Их типовая мощность составляет 7–11 кВт, но бывают и станции на 22 кВт и выше, однако ограничением тут является сам электромобиль: подавляющее большинство моделей имеет лимит в 11 кВт или меньше. Но для домашних зарядок главное, чтобы батарея перезаряжалась за ночь, так что зачастую этого достаточно. Например, Zeekr 001 с батареей 100 кВт⋅ч от станции мощностью 7 кВт с 10 до 80% зарядится примерно за 11 часов.

Зарядка «Интерсвязи» переменного тока возле «Манхэттена» на Труда. Для ночных стоянок такое решение вполне оправдано. На ней заряжаются HiPhi и Lixiang
Источник:

Что касается скоростных ЭЗС, то они выдают постоянный ток, и мощности их могут достигать чудовищных значений: в Китае, например, компания Nio начала установку станций на 640 кВт, а тесловские суперчарджеры имеют мощность 250 кВт: наша Tesla зарядилась бы с 10 до 80% примерно за 20 минут. Важно понимать, что реальная мощность зарядки непостоянна и задается блоком управления батареей (BMS) и защитной электроникой самой станции, поэтому у разных электромобилей средняя скорость зарядки будет отличаться. Тонкостей тут много, например, важным параметром является рабочее напряжение электромобиля: у большинства моделей оно составляет 400 В, и на ЭЗС без охлаждения кабеля при токе 250 А это задает ограничения в 100 кВт. Но если использована архитектура 800 В (как у рестайлинговых Zeekr 001), то мощность может быть больше.

Пример знаков, обозначающих место зарядки электромобилей. За нарушение может быть и эвакуация
Источник:

В России пока даже заявленным пределом являются 150 кВт, но на деле та же Tesla с ее рабочим напряжением 360 В не способна принять всю мощность от таких станций: для этого потребовалось бы увеличивать ток до примерно 400 А, а скорее всего, потребует охлаждения кабеля и более сложного управления процессом. Впрочем, на челябинских ЭЗС Punkt E нам удалось получить значение в 90+ кВт, хотя важно отметить, что оно не держалось постоянно: по мере зарядки батареи мощность линейно падала (а после 80% она будет снижаться еще более резко).

Зарядная станция Punkt E около бывшего кинотеатра «Родина» (ул. Кирова). Производитель станции — российская компания «Парус электро», и на сайте для станции ЭСЭМ-26–150К-3-ДБ заявлена мощность до 180 кВт, напряжение до 1000 В, а ток — до 350 А (разъем CCS2)
Источник:
В случае с Tesla Model 3 мощность превышала 90 кВт, а интенсивность добавления километража — 500 км за час зарядки. По мировым стандартам это далеко не рекорд, но в целом достойно
Источник:

К чести ЭЗС Punkt E — все проверенные станции в этом и других тестах всегда подключались и работали. По словам Дмитрия, пока именно Punkt E и еще зарядки челябинской компании Electrocars охотнее всего включаются в работу и выдают заявленные параметры (с учетом 360-вольтовых ограничений самой Tesla).

ЭЗС Punkt E на Комсомольском проспекте: здесь удалось накачать до 80+ кВт, после чего мощность пошла на убыль
Источник:
ЭЗС Punkt E тоже на Комсомольском: в этот раз мы не смогли к ней подъехать из-за запаркованных машин, но месяц назад она доказала работоспособность. Правда, рассчитана только на 60 кВт, но их выдает честно
Источник:
Punkt E на Молодогвардейцев также выдал 80+ кВт. Дмитрий демонстрирует, что длина шнура ограничена, поэтому важно ставить электромобиль зарядным боком к станции (что еще больше осложняет дело, если запаркованы другие машины)
Источник:
Эта же ЭЗС Punkt E зимой, когда мы заряжали от нее Zeekr 001. Но из-за холодной батареи мощность составляла лишь 25 кВт. Зимняя зарядка — это отдельная история, и по-хорошему, батарею нужно готовить к процессу (у многих электромобилей есть режим предзарядной подготовки, но владельцы не всегда о нем знают)
Источник:

А теперь к менее приятному опыту: ЭЗС «Россети» появились в Челябинске еще в 2019 году, но, по словам Дмитрия, заряжаться от них удается лишь изредка, а большую часть времени процесс завершается ошибкой. Так получилось и в нашем случае: две зарядки итальянской Enel X, брендированные «Россетями», отказались обслуживать Tesla.

ЭЗС «Россети» на Комсомольском проспекте обещает мощность до 95 кВт, но...
Источник:
...заканчивается всё сообщением об ошибке с непонятным кодом. Очень юзер-френдли
Источник:
А это аналогичная ЭЗС около гостиницы Radisson на улице Труда — одна из первых скоростных ЭЗС в Челябинске
Источник:
Но результат такой же. Возможно, дело в несовместимости протоколов, потому что для работы ЭЗС и электромобиля очень важна их коммуникация: электромобиль задает ЭЗС необходимые параметры тока и напряжения, чтобы провести зарядку быстро, но не перегреть батарею, контакты и прочее оборудование
Источник:

Столь же капризны оказались ЭЗС Hyper, и ни во время прошлого теста, ни сейчас нам не удалось их активировать. К слову, после предыдущей публикации нам написали представители ЭЗС Hyper, принесли извинения за неудобства и объяснили, что сеть еще молодая и учится. Процесс учебы, видимо, еще идет.

ЭЗС Hyper возле «Магнита» на Молдавской. Станция изготовлена российской фирмой E-Prom. Напряжение заявлено в 380 В, ток — в 315 А, но мощность почему-то аж 150 кВт (хотя при перемножении получается 120 кВт). Возможно, выходное напряжение может быть выше номинального
Источник:
Но как мы ни пытались, кнопка активации зарядки не срабатывала, процесс не шел
Источник:
А это наш зимний тест: вокруг этой же ЭЗС Hyper собрались две Tesla и Zeekr, но зарядиться не удалось никому
Источник:
Не работала ЭЗС Hyper и возле бывшего кинотеатра «Родина» (ул. Кирова)
Источник:

ЭЗС челябинской компании Electrocars многого не обещают, но зато работают без особенных сложностей: по словам владельца, наряду с Punkt E они являются наиболее предсказуемыми. Сама компания Electrocars занимается и продажей электромобилей, попутно развивая инфраструктуру для них, что выглядит здравым подходом к делу.

ЭЗС Electrocars на Коммуны изготовлена китайской компанией Star Charge. Заявленная мощность составляет 60 кВт, и, по словам Дмитрия, ЭЗС способна выдавать ее. У нас при первом подключении получилось 45 кВт: возможно, электроника Tesla урезала мощность по каким-то причинам
Источник:
Еще одна ЭЗС компании Electrocars возле «Горок» на Артиллерийской. Она была занята, но, по словам Дмитрия, без проблем выдает свои заявленные 30 кВт. Производитель тот же, Star Charge
Источник:
Важный плюс — наличие общепита и развлечений рядом. Вообще, время, потраченное на зарядку, тем проще пережить, чем больше вокруг точек интереса
Источник:

В России заводить электромобиль имеет смысл, если вы можете организовать его зарядку дома или у работы — там, где он проводит много часов. В этом случае нужда в публичных станциях будет небольшой, да и сэкономить удастся: бытовые тарифы от 1,5 до 4 рублей значительно гуманнее «скоростных», которые в Челябинске колеблются в диапазоне 16–18 рублей за кВт⋅ч.

Средний расход энергии этой Tesla при активной езде зимой в районе 27 кВт⋅ч / 100 км, при спокойной езде летом — 14–17 кВт⋅ч
Источник:

Что касается скоростных ЭЗС постоянного тока, в Челябинске ситуация далека от идеала, но и не безнадежна: стабильно работающие ЭЗС появились, но их нужно знать. Далеко не всегда точка на карте с обозначением ЭЗС гарантирует, что вы сможете там зарядиться. Проблемой остается и количество ЭЗС, и их расположение, далеко не всегда удобное именно для электромобилистов. Впрочем, сравнивая с тем, что было лет пять назад, можно констатировать ощутимый прогресс и в количестве зарядных станций, и в их скорости. Так что, по крайней мере, дело сдвинулось с мертвой точки.

Все статьи про электромобили собраны у нас в отдельную рубрику. Вот, например, опыт электромобилиста, который заряжается от солнечных батарей. Кстати, первые электрозарядные станции в Челябинске появились еще в 2019 году.

Владеете электромобилем и хотите поделиться опытом? Напишите нам.
Звоните8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE7
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
97
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Рекомендуем
Объявления