Аварийность на дорогах Южного Урала перестала снижаться, и по итогам 2023 года многие показатели вышли на уровень пятилетних максимумов. В частности, случилось пять ДТП, в каждом из которых погибли пять и более человек. Об этом в среду, 22 мая, на встрече с журналистами сообщил начальник Управления ГИБДД Челябинской области Иван Путков.
В числе факторов, которые способствуют росту аварийности, он отметил общую обстановку в стране.
— Увеличилась транспортная нагрузка на Челябинск в направлении север — юг и восток — запад, и нас особенно волнует именно второе, — объяснил он. — Из-за увеличения нагрузки водители теряют больше времени на сложных участках, например на трассе М-5, которая остается нашей болью, и пытаются потом нагнать график, забывая о безопасности.
Если по общему числу ДТП с пострадавшими и погибшими 2023 год оказался на уровне предыдущих, то смертность возросла. Погибли 342 человека, в том числе 19 детей. Худшие показатели были в 2019 году, после которого статистика стала улучшаться. Впрочем, отчасти это могло быть связано с коронавирусом, ограничившим мобильность людей, и в 2020–2021 годах смертность сократилась на 15%. Тенденция сохранилась и в 2022-м, и относительно него заметен скачок в 2023-м — число погибших выросло на 22%. Это согласуется и с федеральной тенденцией, и 2023 год стал первым в череде полутора десятков лет, в течение которых показатели аварийности непрерывно снижались.
Иван Путков подчеркнул, что в мае начинается сезон повышенной аварийности, который длится затем до конца осени с пиком в августе. Если с февраля по апрель ежемесячное число тяжелых ДТП составляет 1100–1200, то в августе — почти 2500.
— Скорее всего, люди отдыхают до последнего, затем торопятся назад, чтобы приготовить детей к школе, и забывают о безопасности, — объяснил глава областной ГИБДД.
Проблемой остается езда пьяным: например, в четырех из пяти тяжелейших аварий (с пятью и более погибшими) виновники были нетрезвыми. По словам Ивана Путкова, Челябинская область занимает одно из лидирующих мест в России после Москвы по количеству выявленных нетрезвых водителей, но устранить проблему не удается: если число «пьяных» аварий в последние несколько лет относительно стабильно, то смертность в 2023 году возросла: 89 погибших против 52–55 в предыдущие годы.
Нет особенного прогресса и с точки зрения аварий, связанных с выездом на встречную полосу: последние пять лет ежегодно происходит порядка 500–600 таких столкновений, которые отличаются высокой долей смертности и тяжестью травм. Одна из причин — проблемная трасса М-5, которую планируют сделать четырехполосной на участке от Челябинска до Уфы не ранее 2027 года.
Особенно тревожна тенденция с нарушениями скоростного режима: последние пять лет число погибших в таких ДТП стабильно растет, увеличившись с 2019 года вдвое — с 42 до 95 человек в 2023 году. Иван Путков подчеркнул, что речь идет не только о превышении установленных лимитов скорости, но также о чрезмерно быстрой езде для таких дорожных условий. Для борьбы с этой тенденцией планируется установить 60 новых комплексов фотовидеофиксации на дорогах области (в 2024 и 2025 годах), а также использовать мобильные камеры «Оракул Инсайт», которые устанавливаются на патрульные машины и измеряют скорость попутного и встречного транспорта.
Не улучшается и ситуация с качеством дорог, и число ДТП из-за их неудовлетворительного состояния остается стабильно высоким. В 2023 году в таких авариях погибли 113 человек, то есть больше, чем из-за превышения скорости и даже езды пьяным.
Иван Путков обратил внимание на увеличение числа жертв среди детей: в 2023 году погибли 19 несовершеннолетних (15 — пассажиры), что вдвое больше уровня предыдущих лет. Во многих случаях в таких авариях водители не используют детские удерживающие устройства, и мотивы для этого разнообразны:
— Часто ребенок засыпает в дороге, голова у него начинает свисать, родители отстегивают его и укладывают на сиденье, и в этом есть какой-то здравый смысл, но нужно понимать, что одновременно увеличиваются риски тяжелых последствий ДТП, — объяснил глава региональной ГИБДД. — Или родители возят детей без кресел, обосновывая, что им ехать недалеко — до школы, до садика. Они считают себя умелыми опытными водителями. Вообще, в смерти несовершеннолетних почти всегда есть вина кого-то из его близких.
По итогам 2023 года отмечен пик числа аварий, в которых зафиксировано нарушение правил перевозки детей.
Отдельная беда — мототранспорт, аварийность которого растет последние пять лет. Если в 2019 году случилось 201 тяжелое ДТП с мотоциклами и мопедами, то в 2023-м — без малого 300. Особенно выделяется аварийность из-за средств индивидуальной мобильности (в основном электросамокатов), которая не играла роли в общей картине в предыдущие годы, но дала яркий пик в 2023-м. Так, в течение года в авариях со скутеристами пострадали более 80 человек. Недавно мы писали, что самокатчиков всё чаще судят по уголовным статьям за наезды с тяжелыми последствиями.
Иван Путков призвал водителей сделать возможное с их стороны, чтобы избежать аварий:
— Это в том числе вопрос культуры вождения, и нам нужно приложить совместные усилия, чтобы поднять ее. Нужно напомнить водителям о последствиях безответственной езды, — заключил он.
Меж тем в России появился список лекарств, запрещающих вождение: в него вошел даже аспирин. А депутат Госдумы из Челябинска предложила продавать красивые номера.