![Российский «Атом» уходит в Китай: завод по производству электромобилей создадут в Харбине Электромобиль Atom относится к компактному городскому классу | Источник: пресс-служба АО «Кама»](https://n1s1.hsmedia.ru/92/6d/4b/926d4be67807bb51d8eeab4b942f583d/656x438_1_5d42323d425310b00fd899eb3a80481b@830x553_0xx7wvxqSK_5668655859750032398.jpg.webp)
У проекта по созданию российского автомобиля Atom появился китайский партнер — корпорация «Сюань Юань», сообщает пресс-служба Российского фонда прямых инвестиций. Соглашение с китайской стороной заключено фондом и АО «Кама», которое занимается разработкой электромобиля. Партнерство предусматривает создание как исследовательского центра в Китае, так и производственных мощностей, вероятнее всего, в городе Харбине.
Разработчики «Атома» уже выполняют ряд работ в Китае, в частности испытывают прототипы машины. В КНР расположена и электротехническая лаборатория компании. Но до сих подобное сотрудничество носило тактический характер, сейчас же речь идет о появлении стратегического партнера. Совместно с «Сюань Юань» планируется покорять прежде всего внутренний рынок КНР.
При этом российская часть проекта остается в силе, по крайней мере, на уровне деклараций. Производство должно начаться через год в цехах «Москвича», то есть отдельного завода по выпуску «Атомов» пока не анонсировано. На российские версии электромобиля планируется устанавливать аккумуляторы компании «Рэнера» («дочка» Росатома), под производство которых строится гигафабрика в Калининградской области.
![Батарейные модули «Рэнера» будут производить в России. Аккумулятор — это один из самых дорогих компонентов электромобиля | Источник: «Рэнера»](https://n1s1.hsmedia.ru/30/45/d7/3045d7d57b101a34e0391f691949d17e/656x367_1_420b74c1f741c4bd248ed8098ad52598@722x403_0xP8yWVXBH_1338741587140326026.jpg.webp)
Постепенная «чайнизация» проекта порождает вопрос, много ли российского будет в итоговых «Атомах». По всем признакам создание электромобиля с нуля в России оказалось слишком амбициозной задачей, и разработчики ищут альтернативные варианты с более широким привлечением китайского опыта, чем планировалось изначально.
Шаг «Атома» в каком-то смысле противоречит концепции Минпромторга, который стремится вернуть автосборочные производства в Россию, в том числе радикально увеличивая утилизационные сборы и создавая препятствия для прямого импорта. Но пока эти усилия не приносят плодов: с начала СВО ни один производитель легковых автомобилей из Китая не анонсировал масштабный инвестиционный проект в России (тульский Haval работал с 2019 года), а нынешняя сборка китайских моделей ведется по инициативе российской стороны. Электромобили в России выпускают «Москвич», Evolute и «Автотор», но все модели являются китайскими разработками с минимальной локализацией.
О проекте «Атом» мы уже рассказывали подробно. При этом поставки китайских электромобилей в Россию в последнее время осложнились.