Официальный дилер Dongfeng «Автопромсервис» в Белоруссии начал продавать электромобили марки с одиозным названием eπ (латинская «е» и греческая «пи»). Несмотря на вычурный бренд, сами электромобили весьма интересные, но еще больше поражает их белорусская цена: за крупный лифтбек 007 просят всего 85,5 тысячи тамошних рублей (2,5 миллиона российских рублей). Это лишь чуть дороже, чем в России стоит Lada Vesta SW Sportline, которая уступает китайскому электрокару буквально во всём. Так, может, рвануть в Белоруссию за дешевыми «электричками»? Мы посчитали стоимость ввоза такого автомобиля в РФ и получили любопытные цифры.
Что такое eπ 007
Бренд eπ молодой — «Дунфень» анонсировал его год назад для продажи только гибридов и электромобилей. Китайский концерн упустил растущий спрос на электрокары и теперь нагоняет конкурентов.
Первая модель — это лифтбек 007 длиной 4,88 метра, то есть сравним с Zeekr 007, а из привычных машин — с Toyota Camry. Выделиться среди конкурентов помогают «ламбо-двери» с необычной схемой открывания, которая вряд ли удобна, но внимание привлечет (это опция).
В основе платформа Dongfeng Quantum Architecture с современной 800-вольтовой архитектурой, что обеспечивает быструю зарядку: с 30 до 80% батарея пополняется менее чем за полчаса.
Правда, емкость литий-железо-фосфатных батарей невелика. В базовой версии это 57 кВт⋅ч, в топовой — 70 кВт⋅ч. Сам производитель декларирует пробеги на зарядке 530 и 620 км соответственно. В реальности средний расход электромобиля составляет порядка 15–20 кВт⋅ч/100 км, поэтому мы бы ориентировались на летнюю дальнобойность в районе 300–400 км для топовой версии.
Младшей батарее положен мотор мощностью 218 л. с., старшей — 272 л. с. Есть также полноприводная версия мощностью 544 л. с. (как дорестайлинговые Zeekr 001), но в Белоруссии она не представлена. В любом случае даже самый слабенький eπ 007 разгоняется до 100 км/час менее чем за 7 секунд, то есть шустрее Camry с мотором V6. Бывает он и в гибридных исполнениях.
Удивил ценой даже китайцев
В Китае самая доступная электрическая версия стоит от 167 тысяч юаней (2,3 миллиона рублей), что недорого даже по меркам избалованного рынка КНР. Белорусский же дилер предлагает такую машину лишь немногим дороже: 85,5 тысячи белорусских рублей, или 2,48 миллиона наших рублей. Комплектация при этом впечатляющая: уже в базе есть весь привычный набор оборудования и мультимедийная система с большим экраном и процессором Qualcomm Snapdragon 8155. Версия с более емкой батареей 70 кВт⋅ч стоит в Минске 89 тысяч белорусских рублей, или около 2,6 миллиона российских.
Но вся красивая арифметика разбивается, когда углубишься в таможенные реалии Белоруссии и России. Страны входят в Евразийский таможенный союз, и вроде бы переток товаров через границу идет беспошлинно. Но с апреля 2024 года в России введены новые правила, которые обязывают россиян доплачивать всю разницу таможенных сборов в виде утильсбора, к которому приплюсовываются все недостачи. А их получается немало.
Сколько стоит ввезти в Россию
В Белоруссии, в отличие от России, действует льготный режим ввоза электрокаров, который определяется указом № 92 «О стимулировании использования электромобилей». Поэтому, например, при ввозе нового электрокара даже юрлицами в Белоруссии не платится НДС, хотя они, в отличие от физиков, платят пошлину 15%.
Ввезти электрокар в Россию сейчас может только физлицо (иначе нужна сложная процедура сертификации), и ставка утильсбора составляет всего 3400 рублей для личного пользования или 32,6 тысячи, если планируется перепродажа. Кстати, последний платеж с 1 января 2025 года возрастет до 667 тысяч, но ставка для личного пользования так и останется символической. Проблема в том, что, помимо 3400 рублей, придется доплачивать остальную разницу: НДС в размере примерно 576 тысяч рублей и акциз в районе 7,5 тысячи (уточним, что при ввозе электрокара физлицом НДС платится). Поэтому даже без учета стоимости доставки цена такого электромобиля в России будет не менее 3,1–3,2 миллиона, а если сложить все возможные расходы, приблизится к 3,5 миллиона.
Если бы в России продавались электрокары eπ 007 за 2,5 миллиона рублей, вы бы…
Впрочем, даже с этими дикими наценками стоимость электрокара eπ 007 получается ниже, чем у электрической Lada Largus. Теперь понятно, почему АВТОВАЗ и Минпромторг стараются ограничить импорт, продвигая высокие утилизационные сборы.