ѕосле недавней публикации о «рентабельности» камер фотовидеофиксации министр общественной безопасности области ≈вгений —авченко не согласилс€ с нашей расстановкой акцентов и в интервью 74.ru рассказал о причинах «сп€чки» дес€тков чел€бинских камер, отношении губернатора к штрафным деньгам и о том, научитс€ ли техника распознавать преступников по лицам.

ћинистр объ€снил чехарду с чел€бинскими камерами и вторичность штрафных денег дл€ бюджета

Ќаша справка

¬ „ел€бинской области есть две разновидности камер фотовидеофиксации нарушений ѕƒƒ. 32 комплекса относ€тс€ ќ√ ” «÷ентр обработки вызовов "Ѕезопасный регион"» (де-факто, принадлежит областной казне). — 2015 года им помогают комплексы видеофиксации коммерческих структур, работающих по госконтракту.

“ри года госконтракты выигрывало ѕјќ «–остелеком», установив в „ел€бинской области 45 стационарных объектов. ¬ этом году поставщиком услуги стала нижегородска€ компани€ «јЁЋ№-–“— »нижиниринг», котора€ с начала года монтирует собственные комплексы в новых местах (сейчас по области их 30). –остелекомовские камеры наход€тс€ в «сп€чке», а новые вступают в работу неспешно, что особенно заметно в „ел€бинске: если на конец прошлого года в городе в сумме было 57 комплексов, то сейчас — 34. ¬ чЄм был смысл рокировки?

≈вгений —авченко возглавл€ет ћинистерство общественной безопасности с 2016 года
≈вгений —авченко возглавл€ет ћинистерство общественной безопасности с 2016 года

”щербна€ схема

— —хему с привлечением коммерческих структур к фотовидеофиксации нарушений стационарными камерами € считаю ущербной, — объ€сн€ет ≈вгений —авченко. — ќна не гарантирует долгосрочный контроль над стратегическими рубежами, потому что контракт заключаетс€ на год. Ќо и дл€ нас она несЄт риски, которые мы нагл€дно увидели в этом году. “ребовани€ 44-‘« (закона о госзакупках. — ѕрим. ред.) никто не отмен€л, и при смене поставщика услуг мы тер€ем контроль над рубежами, которые принадлежат предыдущему поставщику. ѕосле завершени€ контракта трансл€ци€ видеопотока с коммерческих камер прекращаетс€, потому что бюджет перестает оплачивать услугу. 

ѕочему невозможны длительные контракты

— ¬ р€де регионов, например,  урганской области, подобные контракты заключают на два–три года. ¬ „ел€бинской области более жЄсткие требовани€: бюджетные лимиты дл€ оказани€ услуг определ€ютс€ только на год.

¬ „ел€бинске смонтировали 19 новых комплексов «ѕтолемей-—ћ», но заработали они лишь с ма€
¬ „ел€бинске смонтировали 19 новых комплексов «ѕтолемей-—ћ», но заработали они лишь с ма€

¬ первой половине года был «паралич» системы видеофиксации „ел€бинска?

— Ёто не вполне верно. ¬о-первых, видеосистемы ќ√ ” «÷ентр обработки вызовов "Ѕезопасный регион"» работали в полную силу. ¬о-вторых, контракт с новой компанией предусматривал те же самые временные рамки, что и в прошлые годы. ѕусть с нарушением сроков, за что мы выставили претензии, штрафы и пеню, с 5 апрел€ в области заработали 30 коммерческих передвижных комплексов, с ма€ — 30 стационарных постов. «а шесть мес€цев 2017 года полицией было выписано 276 тыс€ч постановлений по информации, переданных от комплексов фотовидеофиксации. Ќа 25 июн€ этого года таких постановлений чуть более 206 тыс€ч. 

«ачем понадобились «коммерческие» камеры

— ¬ 2015 году € ещЄ не работал в министерстве, но знаю доводы сторонников такого подхода. ѕЄтр —умин передавал область ћихаилу ёревичу с многомиллиардным профицитом бюджета, а ёревич передавал еЄ Ѕорису ƒубровскому с многомиллиардным дефицитом, часть из которых была долгами коммерческим банкам под высокий процент, с которыми удалось рассчитатьс€ только в прошлом году. ¬ этих услови€х в бюджете просто не было свободных средств на обустройство стационарных постов. ѕоэтому нар€ду с собственными системами стали использовать возможности 44-‘« дл€ привлечени€ коммерческих систем автоматической фиксации нарушений. 

 ак должно быть

— ћы пересматриваем этот подход. Ќаша цель — развивать комплексы фотовидеофиксации нарушений, которые принадлежат бюджету и полностью работоспособны.

—тационарные рубежи фотовидеофиксации нужны не столько дл€ фиксации нарушений ѕƒƒ: люди ведь не мазохисты, чтобы из года в год нарушать под камерами. √лавное — это контроль над стратегическими рубежами области, включа€ „ел€бинск, которые сложно миновать преступникам и террористам. ≈жегодно дес€тки преступлений раскрываютс€ благодар€ системам виденаблюдени€, и дл€ нас важно, чтобы на стратегических направлени€х камеры работали без перебо€.

¬ собственность областной казны стационарные посты видеонаблюдени€ от полиции начали принимать в 2014 году. »з них в рабочем состо€нии оказалось меньше половины. √убернатор поставил задачу обеспечить работоспособность 95% комплексов, на текущий момент в рабочем состо€нии 98% объектов.

¬ перспективе министерство делает ставку на собственные камеры 
¬ перспективе министерство делает ставку на собственные камеры 

—колько стоит обслуживание камер

— ¬ прошлом году мы потратили 204 миллиона рублей на оплату контракта на предоставление комплексной услуги по фотовидеофиксации. ѕричЄм эта сумма также включала общие почтовые расходы. Ќа содержание ÷ќ¬ «Ѕезопасный регион» ушло 47 миллионов рублей, но он работает не только с камерами фотовидеофиксации: у них много функций, включа€ систему экстренных вызовов 112.

¬ этом году впервые контракт с коммерческой структурой имеет дифференцированную цену: 211 рублей дл€ превышени€ скорости и 461 рубль дл€ прочих нарушений, например, проезда на запрещающий сигнал светофора.

¬ некоторых регионах плат€т за переданный трафик, даже если нарушени€ не было. ћы платим только за материалы, по которым выписано постановление.

ѕо моим оценкам, наши собственные затраты на комплексы фотовидеофиксации ниже, чем у коммерческих структур. ѕравда, некоторые оспаривают мои расчЄты, но пусть это будет на их совести.

¬ 2018 году „ел€бинск получит 50 новых стационарных комплексов фотовидеофиксации

— ¬ текущем году мы надеемс€ повести конкурс и приобрести в собственность областной казны до 50 стационарных комплексов.  ак € говорил, на ключевых точках мы хотим иметь системы, полностью подконтрольные нам и работающие без пауз.

–асполагатьс€ они будут в „ел€бинске: на ближайшие два года фокус внимани€ сместилс€ на столицу региона из-за саммитов Ўќ— и Ѕ–» —. «а это врем€ мы намерены закупить и обустроить до 100 стационарных постов на стратегических рубежах города. 

ƒл€ «аутсорсинга» лучше подход€т передвижные комплексы
ƒл€ «аутсорсинга» лучше подход€т передвижные комплексы

 оммерсантам — «треноги»

— ¬ следующем году мы намерены инициировать проведение конкурсов на оказание услуг фиксации нарушений ѕƒƒ передвижными комплексами. »спользование стационарных постов будет правом исполнител€, но не об€занностью. 

 стати, в этом году мы реорганизовали работу по передвижным комплексам, разбив „ел€бинскую область на три зоны и об€зав исполнител€ выделить на каждую зону минимум по 10 комплексов. “ак удалось победить старую проблему, когда камеры концентрируют на «рыбных» местах близ „ел€бинска.

»нтегрируй это

— Ѕюджет не позвол€ет повесить камеру фотовидеофиксации на каждый дом, поэтому мы делаем акцент на наиболее важных перекрЄстках и магистрал€х. Ќо при создании аппаратно-программного комплекса «Ѕезопасный город» мы предлагаем сотрудничество коммерческим структурам на правах так называемого интегратора. Ќапример, торгово-развлекательные комплексы об€заны иметь систему видеофиксации в рамках антитеррористических меропри€тий, и мы предлагаем им подключатьс€ к нашей системе, что позвол€ет оперативно обмениватьс€ информацией и эффективнее боротьс€ с угонами автотранспорта или другими преступлени€ми. ћы советуем при проектировании таких объектов проконсультироватьс€ с нами, чтобы системы видеонаблюдени€ были совместимы — это облегчает взаимодействие.

≈сть ли способ вернуть камеры «–остелекома» в работу?

— Ќет. ≈сли мы объ€вим торги, указав рубежи только «–остелекома», они не состо€тс€ — это противоречит антимонопольному законодательству. 

 амеры монтируют на значимых перекрестках
 амеры монтируют на значимых перекрестках

—колько зарабатывают камеры

— ¬ прошлом году поступлени€ в областной бюджет от постановлений, оформленных по материалам камер, составили 624 миллиона рублей. »з них 564 миллиона пришлось на камеры «–остелекома». ћы не скрываем эту информацию, но сама постановка вопроса в корне не верна. √убернатор как промышленник вообще не воспринимает штрафы как способ пополнени€ бюджета. √убернатора в первую очередь интересует безопасность людей.

я подчеркну два аспекта. ¬о-первых, даже «штрафные» камеры имеют двойное назначение и позвол€ют раскрывать преступлени€ и контролировать общественный пор€док. ¬о-вторых, расстановку камер определ€ет √»Ѕƒƒ, и выбирают исключительно места повышенной аварийности. ≈сли оператор самовольно встанет на «хлебное» место, √»Ѕƒƒ будет первой инстанцией, котора€ накажет его в рамках своих полномочий, а потом сообщит нам, чтоб мы также могли применить к нарушител€м контракта санкции.

ƒоходы от камер — второстепенна€ тема. ћы понимаем, что безопасность на дорогах зависит и от качества асфальта, и от разметки, и от поведени€ самих водителей, но и от наличи€ камер тоже. ƒл€ нас это приоритет.

ѕлана по нарушени€м не существует

— ¬ предыдущие годы мы никогда не выбирали лимиты по контрактам с коммерческими структурами, то есть мы не гонимс€ за количеством штрафов.

ќ распределении штрафных денег

— ¬ этом году они идут в областной бюджет, в следующем с большой веро€тностью будут поступать исключительно в областной дорожный фонд.

ћогут ли камеры распознавать лица?

— я слышал много хотелок на эту тему и видел много презентаций. ≈сть более-менее рабочие решени€. Ќо сертифицированной и опробованной системы, которую не сбивает с толку ни очки, ни борода, ни набитые щЄки, пока нет. ѕоэтому сегодн€ мы сосредоточены на контроле общественного пор€дка и автомобильных нарушени€х.

Ѕудут ли камеры штрафовать за отсутствие полиса ќ—ј√ќ?

— Ќа федеральном уровне така€ система разрабатываетс€, но есть проблемы, например, задержки при поступлении информации в базу данных страховщиков. Ёто создаЄт риски наказать человека, который купил полис недавно. я думаю, это решаемый вопрос.

—ейчас постановление оформл€ет инспектор √»Ѕƒƒ, но скоро это изменитс€
—ейчас постановление оформл€ет инспектор √»Ѕƒƒ, но скоро это изменитс€

Ѕудет ли √»Ѕƒƒ отстранена от оформлени€ «автоматических» штрафов?

— Ёта тема активно обсуждаетс€, и эксперимент начнЄтс€ в ћоскве, а в 2019–2020 году будет распространЄн на всю страну. Ёто добавит нам головной боли — потребуетс€ штат юристов дл€ работы с жалобами, а также жЄсткий антикоррупционный контроль сотрудников. ¬еро€тно, должностные лица будут оформл€ть протокол, а выносить постановление — мировые судьи.  онкретики в этом вопросе пока нет, и дебаты в √осдуме и —овете ‘едерации будут жаркими.

‘отовидеофиксаци€ нарушений — лишь вершина айсберга

— ћы создаЄм аппаратно-программный комплекс «Ѕезопасный город», и эта тема гораздо шире камер видеофиксации. Ёто система мониторинга и управлени€ рисками, котора€ зав€зана на множество датчиков и камер, которые фиксируют не только дороги, но и экологическую, метеорологическую, криминальную обстановку. ¬ идеале мы должны создать нервную систему, котора€ контролирует пор€док в современном мегаполисе.