ѕрофильный комитет √осдумы одобрил законопроект, который уравнивает смартфон с камерой автоматической фиксации нарушений. Ёто позволит пешеходам и автомобилистам снимать чужие нарушени€ и отправл€ть их в √»Ѕƒƒ, где оформ€т постановление в заочном режиме. ”тверждЄн и список нарушений, подход€щих дл€ любительской съЄмки.

«афиксировать нарушение можно будет смартфоном или регистратором
«афиксировать нарушение можно будет смартфоном или регистратором

—уть законопроекта

—амое фундаментальное изменение — в статье 1.5  ојѕ «ѕрезумпци€ невиновности». “еперь она делает исключение не только дл€ автоматических камер, но и персональных устройств (смартфонов, регистраторов), на которых установлено специальное приложение — его разработкой займЄтс€ «–остелеком». ѕриложение будет интегрировано в портал «√осуслуги», то есть центр фотовидеофиксации нарушений получит данные об авторе видео, а также месте и времени инцидента.

—амые дорогие нарушени€ «сто€т» 5000 рублей — езда по встречной полосе и повторный проезд на красный

ќтправить запись нарушени€ можно и сегодн€, но оштрафовать водител€ проблематично. ѕо сути, инспектор должен разыскать сидевшего за рулЄм человека, которым может быть не владелец автомобил€, а затем доказать его причастность к происшествию. Ќа практике сделать это крайне сложно.

Ќовый законопроект позволит выписывать штрафы на им€ владельца транспортного средства, как это происходит в случае с автоматическими камерами.

 акие нарушени€ можно фиксировать

—писок включает 23 пункта, относ€щихс€ к дев€ти автомобильным стать€м  ојѕ.

¬ него попали нарушени€, которые можно определить по визуальным признакам, поэтому превышени€ скорости или езды в состо€нии алкогольного опь€нени€ в перечне нет.

¬став в удачном месте, можно наловить сотню нарушителей в день

«ато вошло большинство статей  ојѕ, св€занных с крайне опасными нарушени€ми: проезд на запрещающий сигнал светофора, непропуск пешехода, незаконный разворот, поворот или выезд на встречную полосу, вольности на железнодорожных пут€х, игнорирование знаков, езда в полосах дл€ маршрутного транспорта.

¬ списке есть и езда по обочинам — штраф 1500 рублей (часть 1 статьи 12.15  ојѕ)

ќтдельно отметим нарушени€, св€занные с непредоставлением преимущества другим автомобил€м. ’от€ подобные маневры частенько провоцируют ƒ“ѕ, камеры автоматической фиксации их не определ€ют, а инспекторы штрафуют крайне редко. «апечатлеть такие нарушени€ смартфоном или регистратором гораздо проще, да и мотиваци€ выше — например, можно наказать водител€, который вас грубо подрезал.

Ќикто не любит, когда его подрезают и не извин€ютс€


«аступ за стоп-линию и выезд на перекресток при заторе впереди не попали в список нарушений — их теперь вы€вл€ют автоматические комплексы.

јвторы законопроекта сделали исключени€ и дл€ пунктов 1 и 1.1 статьи 12.14  ојѕ, которые наказывают за маневрирование без поворотника и поворот из неправильного р€да — частые и непри€тные нарушени€ не попали в список.

Ўтраф за подобное нарушение — 1000 рублей (ч. 3, ст. 12.19  ојѕ)

¬ список вошли почти все нарушени€, св€занные с остановкой и сто€нкой, как под запрещающими знаками, так и прочие: например, на пешеходных переходах, местах дл€ инвалидов, тротуаре или вторым р€дом. ѕарковка на газоне в чек-лист не попала — обычно еЄ классифицируют как нарушение правил благоустройства.

ќпасное вождение провоцирует ƒ“ѕ, но пока не наказываетс€

ћертворождЄнным осталс€ и запрет на опасное вождение, который прописан в ѕƒƒ, но пока не внесЄн в  ојѕ, а значит, не может быть зафиксирован любительскими камерами.

ѕространство дл€ споров

—хема заработает не ранее 2019 года, и туманных моментов немало. Ќет подробностей о способах защиты записи от искажени€, равно как не сформулирован список требований к ней: очевидно, что должны быть различимы не только госномера, но и все обсто€тельства происшестви€.

ќштрафовать не удастс€ — не виден госномер нарушител€

Ќо главное — нет €сности с принципами оценки. Ќапример, до сих пор есть разночтени€ в трактовке непропуска пешеходов: инспекторы порой штрафуют, даже если люди идут от дальнего конца многополосной дороги. “о же касаетс€ непредоставлени€ преимущества: например, с заправки выезжает медленный автомобиль, не создава€ пр€мой помехи быстрому на главной дороге. Ќо через 30 метров после пересечени€ быстрый автомобиль упираетс€ в него и считает, что его вынудили тормозить. Ќарушает ли его оппонент? Ёто зависит от нюансов.

ƒл€ оценки этого нарушени€ нужно установить, где проход€т границы проезжих частей — на записи это не всегда очевидно
«√азель» совершала рискованный маневр. Ќа ваш взгл€д, была ли реальна€ помеха?

Ѕольшие вопросы остаютс€ и к надЄжности самого метода, поскольку никаких требований к качеству устройства и точности определени€ координат пока нет, а сформулировать их проблематично — по сути, гаджеты не проектируют с прицелом на столь серьЄзный функционал. ¬еро€тно, нас ждЄт длительный период проб и ошибок, как было и в случае с автоматическими камерами.

ѕоддерживаете ли вы такой подход к борьбе с нарушител€ми?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа, стопроцентно
  • »де€ хороша€, но важно исполнение
  • —лишком много спорных моментов
  •  атегорически нет
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€