В июле 2018 года отменен льготный режим ввоза автокомпонентов для российских заводов: за импортные детали предприятия будут платить в разы большую пошлину. Это накладывается на общее подорожание машин, которое активно идет даже летом, хотя в прошлые годы теплые месяцы давали рынку передышку.
Дорожать лучше хором
Переписывание прайсов началось еще в апреле после девальвации рубля, но темпы не ослабли до сих пор.
По данным аналитического агентства «Автостат», летом в цене прибавили SKODA Octavia (+20 тысяч), основные модели Peugeot и Citroen (+26–40 тысяч), рестайлинговый Renault Logan (+10 тысяч), Chevrolet Niva (+15–17 тысяч), Suzuki (+10–20 тысяч), Subaru (+30–100 тысяч), Honda CR-V (+30 тысяч), УАЗы (+10–18 тысяч), Volkswagen Amarok (+28–113 тысяч), популярные модели KIA (+15–30 тысяч), Ford Kuga, EcoSport, Focus (+10–20 тысяч).
Набор моделей абсолютно разношерстный: здесь есть автомобили с высокой локализацией (например, УАЗ), иномарки российской сборки (KIA Rio), импортируемые модели (Suzuki Vitara).
Указанные повышения не всегда отражают тенденцию, потому что многие модели дорожали дважды — весной и летом, например Volkswagen Tiguan, SKODA Octavia, ряд моделей KIA, Renault Logan.
Лихорадочность измерения цен можно проиллюстрировать на примере некогда популярного Ford Focus: весной минимальная комплектация седана с кондиционером (SYNC Edition) стоила от 1,012 млн. Словно спохватившись, что цена перевалила психологическую отметку в миллион рублей, Ford скорректировал линейку комплектаций, и появилась версия Trend с неплохим набором оборудования — от 912 тысяч рублей (за седан). Но уже летом стоимость поднялась до 922 тысяч рублей.
Прибавляет и премиум-сегмент, причем здесь наценки достигают шестизначных цифр: Mercedes-Benz GLC подорожал на 30–130 тысяч, Lexus NX — на 51–74 тысячи, большая часть моделей BMW — на 40–140 тысяч, Jaguar — на 50–91 тысячу. Весной этого года ценники переписал родственный Land Rover, добавив 31–200 тысячу.
Кто виноват
— В основном производители продолжают отыгрывают повышение курсов валют в апреле, — считает эксперт агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
В числе других факторов аналитики называют повышение утилизационного сбора и акцизов, общую инфляцию, а также «сговорчивость» потребителей: несмотря на ощутимое повышение цен, продажи автомобилей достигли локального максимума. Правда, не все верят в устойчивость тренда. Один из представителей автобизнеса на условиях анонимности сообщил следующее:
— На самом деле, настроение тревожное. Да, люди возвращаются в автосалоны, но не потому, что стали богаче. За предыдущие четыре года накопился отложенный спрос, и у многих просто подошел срок менять автомобиль. Откладывать же покупку люди не хотят из-за непрерывного подорожания машин, рассуждая «лучше сегодня по три, чем завтра по пять». Мы понимаем, что ситуация пограничная: импортеры поднимают цену, стараясь довести ее до уровня, который оправдан с точки зрения экономики производства. Но это чревато тем, что в какой-то момент рынок выдохнется, и люди опять предпочтут ждать или покупать подержанные автомобили.
Причин к снижению цен в обозримом будущем эксперты не видят, напротив, уже скоро появятся новые поводы для накручивания прайсов.
— Итогом первой половины 2018 года стал рост на 7,4%, — объясняет глава агентства «Автостат» Сергей Целиков. — Впереди изменение ставки НДС, дальнейшие корректировки утилизационного сбора и многое другое. Вопросы на эту тему, видимо, чисто риторические: произошло ли «привыкание» к новому уровню цен? Настолько сейчас адекватны цены на автомобили в глазах покупателей? И подстегивает ли их грядущее повышение, о котором много пишут в интернете?
Что касается повышения НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 года, эксперты отмечают негативность данного шага именно для автопрома, где из-за длинных производственных цепочек НДС платится многократно. Правда, большинство аналитиков склоняется к мысли, что увеличение себестоимости примерно на 2% не окажет радикального влияния на рынок: ежегодное подорожание может перекрыть эту величину.
Пошлины растут ради ВТО
1 июля в России завершился режим льготного ввоза автокомпонентов, который действовал для компаний, подписавших с правительством соглашение о промсборке. Особенным сюрпризом этот шаг не стал: Россия просто выполнила обязательства, взятые в 2012 году при вступлении страны во Всемирную торговую организацию.
Льготная ставка в 0–5% на ввоз автокомпонентов заменена полноценной — 5–15%. Это все равно дешевле, чем пошлина при ввозе готовой иномарки (30–40%).
Повышение актуально для компаний, работающих в режиме промсборки, который подразумевает степень локализации до 60%: в последние годы многие автозаводы (Ford, Volkswagen, Renault) перешли на штамповку кузовов из российских сталей и выпуск двигателей на территории страны, что снизило зависимость от импорта. Поэтому увеличение пошлин скажется на цене лишь отдельных элементов машины, среди которых тем не менее есть дорогостоящие, например электроника.
Но резкого скачка цен игроки рынка не ожидают: правительство разработало план помесячной компенсации расходов на пошлины для производителей, которые работают в режиме промсборки. Как и в случае с утилизационным сбором, отсроченный характер компенсации и особенности самого механизма выплат могут подтолкнуть некоторые компании к повышению цен в длительной перспективе.
Несмотря на сложности, автопроизводители охотно везут в Россию новинки, в числе которых — новый Touareg, Toyota CH-R, BMW X5. Несмотря на ощутимый рост цен, по итогам полугодия авторынок России показал рост на 18%. Волна подорожания автомобилей началась весной 2018 года после роста курсов валют.
Артём Краснов