19 июл€ ћари€ выезжала на своем ¬ј«-2115 из города в сторону ≈катеринбурга, когда на разв€зке около « итайского» рынка еЄ автомобиль влетел в полосу грави€, заскользил и был выброшен на рельс безопасности. ћомент аварии и ее последстви€ запечатлел регистратор. ќткуда на проезжей части гравий и кто теперь ответит за происшествие?

√равий на дороге оказалс€ плохо заметен

»нцидент произошел днем в сухую погоду. ѕо€вление на дороге грави€ стало дл€ ћарии полной неожиданностью.

— ≈сли бы это была мелка€ фракци€, может быть, удалось бы избежать аварии, но здесь оказалс€ крупный гравий, поэтому машина сразу потер€ла управление, возможно, было пробито колесо, — вспоминает ћари€. — ћашину бросило на рельс, € получила множественные гематомы, а ущерб автомобилю оценен примерно в 50 тыс€ч рублей: вс€ «морда» разворочена, права€ дверь не открываетс€, погнуты оба лонжерона...

ћашину бросило на рельс и сильно пом€ло
ћашину бросило на рельс и сильно пом€ло

√рави€ на дороге было много, и проезжающие автомобили изр€дно потр€хивало. ѕомимо риска вылететь с дороги, гравий может стрел€ть из-под колес, поврежда€ стекла и кузова.

— ћесто не было огорожено, — продолжает ћари€. — —коро по€вилс€ уборщик, который сказал, что его прислали почистить дорогу, потому что с грузовика дорожных служб высыпалс€ гравий. ћы уже пытались св€затьс€ с компанией «ёж”ралћост», котора€, по нашим данным, отвечает за данный участок дороги: общатьс€ устно они отказались и потребовали письменную жалобу, которую € также оформила.

–едакци€ 74.ru также направила запрос в компанию «ёж”ралћост», но ответа пока не получила.

 ак правильно оформить инцидент

≈сть ли шанс привлечь виновных к ответственности? ≈сть. ћари€ повела себ€ грамотно, вызвав на место инцидента сотрудников полиции и убедившись, что они составили акт вы€вленных недостатков в эксплуатационном состо€нии дороги.

¬ акте сотрудники конкретизировали дефект фразой «рассыпан гравий на проезжей части». ќформление такого документа крайне важно: без него высока веро€тность остатьс€ крайним.

»нспекторы ƒѕ— не вменили ћарии нарушение какого-либо пункта ѕƒƒ, но при оформлении инцидента в отделении сотрудник вписал своей рукой фразу о нарушении пресловутого пункта 10.1 ѕƒƒ.

— я сразу возмутилась, потому что инспекторы, которые были на месте аварии, нарушений с моей стороны не увидели, зато кабинетный сотрудник сразу же попыталс€ возложить вину на мен€, — сетует ћари€.

ѕодписывать документ она отказалась.

—хема €вл€етс€ одним из главных документов при расследовании ƒ“ѕ: следите за ее оформлением
—хема €вл€етс€ одним из главных документов при расследовании ƒ“ѕ: следите за ее оформлением

ѕункт 10.1 ѕƒƒ в подобных авари€х эксплуатируетс€ нещадно и €вл€етс€ самым попул€рным доводом в пользу виновности водител€. Ётот пункт относитс€ к разделу «—корость движени€» и требует от водителей выбирать скорость, котора€ соответствует услови€м видимости, состо€нию дорожного полотна и другим факторам, а в случае по€влени€ опасности, которую водитель способен обнаружить, снижать скорость вплоть до полной остановки. ќбратите внимание, что пункт 10.1 не касаетс€ лимитов скорости: привлечь к ответственности могут, даже когда вы ехали 40 км/час в зоне ограничени€ 60 км/час, если, по мнению экспертов, скорость в 40 км/час не соответствовала дорожным услови€м.

Ќо ведь это тонкий момент: иногда автомобилисты действительно едут в неадкватной манере, не оставл€€ себе шансов избежать дорожной ловушки. ¬ других случа€х ловушка настолько незаметна, и даже аккуратный водитель не имеет шанса воврем€ снизить скорость.  ак решаетс€ этот вопрос?

— ≈сли водител€ пытаютс€ обвинить в нарушении пункта 10.1 ѕƒƒ, а он не согласен — нужно обращатьс€ в суд, — советует юрист группы «‘орлекс» Ќиколай ѕопов. — —удь€ рассмотрит аргументы сторон, а если дл€ вынесени€ вердикта недостаточно данных, может быть назначена автотехническа€ экспертиза, котора€ установит, имел ли водитель техническую возможность избежать аварии. ¬ажно учесть, что по статье 1064 √ражданского кодекса доказать свою невиновность должен причинитель вреда, в данном случае владелец грузовика или компани€, на которую он работал.

“о есть сначала они должны обосновать, что автомобилистка имела возможность остановитьс€, но пренебрегла ей. ѕравда, всЄ это в теории: на практике пункт 10.1 ѕƒƒ часто работает «по умолчанию» без веских доводов в пользу того, что водитель ехал в неадекватной манере.

 то крайний

¬озникает сразу два вопроса: отвечают ли за подобные инциденты дорожные службы и с кого требовать материальную компенсацию?

— „то касаетс€ ответственности дорожных служб, то тут зависит от времени, которое прошло с момента рассыпани€ груза до аварии, — объ€сн€ет Ќиколай ѕопов. — ≈сли это, условно, 20 минут — вины дорожных служб, веро€тно, нет: они просто не успели. Ќо если есть свидетельства, что они имели возможность обезопасить место инцидента и ликвидировать проблему, можно обвинить их в ненадлежащем исполнении об€занностей.

Ќапример, стать€ 12.34  ојѕ предусматривает штраф 20–30 тыс€ч рублей дл€ должностных лиц и 200–300 тыс€ч дл€ юридических, а в случае инцидента с легким или средним вредом дл€ здоровь€ — штраф до 500 тыс€ч рублей. ≈сли в результате происшестви€ погиб человек, в дело вступает стать€ 109 ”  –‘ «ѕричинение смерти по неосторожности».

ќпасные места на дороге должны обозначатьс€, но на это требуетс€ врем€
ќпасные места на дороге должны обозначатьс€, но на это требуетс€ врем€

≈сли вина дорожных служб в данном инциденте пока не очевидна, то куда больше факторов в пользу виновности водител€ самосвала, допустившего рассыпание грави€. ѕункт 23.2 ѕƒƒ требует контролировать размещение и крепление груза во избежании его падени€. ¬одители легковушек этот пункт нарушают нечасто, а дл€ грузовиков он весьма актуален. », кстати, инциденты, св€занные с падением груза, в большинстве случае интерпретируютс€ как дорожно-транспортные происшестви€.

— Ёто и есть дорожно-транспортное происшествие, за оставление места которого водителю грузовика грозит лишение прав, — рассуждает Ќиколай ѕопов. — » речь не только о вреде, который нанесен автомобилистке — это можно расценивать как отдельное событие. Ќо уже в момент падени€ грави€ с грузовика возникает ущерб дорожному полотну, потому что гравий необходимо каким-то образом убирать и вывозить, а это сопр€жено с денежными расходами.

ћесто ƒ“ѕ необходимо обозначать знаком аварийной остановки
ћесто ƒ“ѕ необходимо обозначать знаком аварийной остановки

ѕо правилам, водитель самосвала должен был остановитьс€, обозначить место происшестви€ знаком аварийной остановки, а затем уведомить полицию. ≈сли же грузовик действительно принадлежит дорожным службам, его водитель тем более должен был прин€ть меры: наверн€ка он имел возможность вызвать коллег со знаком «ќбъезд преп€тстви€», который используетс€ дл€ обозначени€ локальных проблем на дороге.

— ≈сли грузовик принадлежит юридическому лицу или работает с таковым по договору, ответственность за происшествие лежит на этом юрлице, которое должно возместить ущерб, — продолжает Ќиколай ѕопов. — ≈сли установить водител€ не удастс€, стоит подать иск в адрес организации, отвечающей за содержание дороги: тогда в ее интересах будет установить истинного виновника.

„то делать в такой ситуации

  1. ¬ызывайте на место сотрудников √»Ѕƒƒ, даже если по телефону вам предложат оформл€ть его самосто€тельно.
  2. “ребуйте оформлени€ акта ненадлежащего состо€ни€ дороги. ‘отографируйте место происшестви€ и дорожные изъ€ны, которые его повлекли.
  3. Ќе соглашайтесь с нарушением пункта 10.1 ѕƒƒ: если в документах по€вл€етс€ подобна€ запись, приводите свои контраргументы. Ќаправл€йте жалобу начальнику подразделени€ √»Ѕƒƒ или в суд. ќбоснованный вывод о нарушении пункта 10.1 ѕƒƒ, как правило, возможен только после автотехнической экспертизы.
  4. ѕри установлении виновника происшестви€ взыскивать ущерб нужно с водител€ (если это частник) или организации, на которую он работал — ему могут вменить нарушение требований надежно закрепить груз и побег с места инцидента. ≈сли установить виновника не удаетс€, имеет смысл подать в суд на организацию, котора€ отвечает за данный участок дороги.

ѕодобные инциденты не редкость дл€ мегаполиса, и часто они вызывают резонанс в обществе. “ак, в июне 2018 года на улице Ѕратьев  ашириных разбилс€ байкер, предположительно, попав в провал дорожного полотна — инцидентом заинтересовались следователи, и виновникам может грозить уголовна€ ответственность. ¬ прошлом году чел€бинец на Volkswagen Jetta налетел на отогнутый рельс безопасности, и водитель был сразу обвинен в нарушении пункта 10.1 ѕƒƒ. ѕопав в ƒ“ѕ из-за некачественных дорог, не забывайте шесть простых правил.