Авто Запрещено фигурно водить и пугать лошадей: 74.ru отыскал первые ПДД Челябинска

Запрещено фигурно водить и пугать лошадей: 74.ru отыскал первые ПДД Челябинска

В День Правил дорожного движения изучаем, как нужно было водить 100 лет назад

Первые Правила дорожного движения в Челябинске по объёму сравнимы с небольшой статьёй — всего 2400 символов, которые умещаются на лист А4. Для сравнения: современные — это уже целая книга на 200 тысяч букв. И сегодня, в День ПДД, мы решили сравнить две редакции правил и узнать, как нужно было водить 100 лет назад.

Читать газету 1913 года непросто — помимо странной лексики встречается масса незнакомых букв
Источник:

ПДД местного разлива


Первые дорожные правила Челябинска опубликовала газета «Голос Приуралья» летом 1913 года. Официально документ назывался «О порядке езды на велосипедах и автомобилях» и почти повторял ПДД для Оренбургской губернии.

Текст шёл в череде других заметок о распродаже билетов на пьесу «Казнь» в четырёх действиях, о приговоре экипажу финляндского парусника за истязание матросов-негров (20 месяцев арестантских отделений) и запуске сферического аэростата в Петербурге, который поднялся на высоту 2000 метров.

Средство пополнения бюджета


Водители должны были иметь «билет на право управления» и «нумерной знак» — касалось это автомобилистов, гужевых извозчиков и даже велосипедистов. На автомобилях и велосипедах знак крепился на заднюю сторону сиденья. После экзамена «выдержавшему испытание выдавалось о том свидетельство».

И «госномера», и права нужно было обновлять каждый год 1 мая. Причина такой частоты знакома современным автомобилистам — насыщение бюджета.

— Поскольку выдача подобных документов находилась в ведении городской управы, скорее всего, таким образом пополняли казну, — рассказывает заместитель директора областного архива Николай Антипин. — Если автомобилей в то время числилось единицы, то извозчиков — порядка 800, поэтому доход от ежегодных осмотров был неплохим. Существовали и нелегальные извозчики, которые возили пассажиров, не имея документов. За соблюдением правил следила полиция, которая могла арестовать нарушителя, конфисковать транспортное средство и наложить штраф.

Автомобили были редкостью, но они были
Источник:

Проблеме лихачей — сто лет в обед


Появление правил неслучайно. Судя по газетным заметкам, жалобы на транспортников в то время были весьма распространены. Цитируем: «Несмотря на неоднократные заметки в печати, легковые извозчики в тёмные ночи до сих пор продолжают ездить, не зажигая фонарей у экипажей, вследствие чего безнаказанно калечат пешеходов». А вот другое сообщение: «Близ городского общественного сада, на шоссе, была сшиблена женщина. Велосипедист, подняв своего стального коня, быстро скрылся...»

В общем, нелегальные «маршрутчики» и лихие велосипедисты доставали обывателей ещё век назад.

Первые автомобили в Челябинске


— Первые две машины привезли в Челябинск в 1909 году: их приобрели банкир Аглая Марданова и инженер Константин Самборский для использования в качестве такси: первая планировала наладить связь между городом и железнодорожным вокзалом, второй хотел организовать перевозки из Челябинска в Троицк, — рассказывает Николай Антипин. — Оба плана не реализовались. Но в 1911 году в Челябинске появилось уральское автомобильное товарищество, которое объединило водителей — значит, они уже появились.

Дилижансы были неспешными, но защищали от непогоды

Впрочем, частные машины в те годы были огромной редкостью. Большая часть челябинского транспорта имела коммерческое назначение: конные дилижансы заменяли современные автобусы (цена проезда — 5 копеек), а извозчики работали таксистами (35 копеек). В 1911 году появился первый автобус с мотором (10–15 копеек) и прокат автомобилей (3–4 рубля в час), но обе технологии оказались чересчур передовыми: полноценное автомобильное движение появится уже после Первой мировой войны.

Лошадей не огибать


На момент разработки постановления «О порядке езды...» головной болью были всё-таки велосипедисты. Им воспрещалось ездить в скверах, садах, по тротуарам, бульварам и пешеходным дорожкам, а главное — нельзя было пугать лошадей (а ведь так хотелось). На случай беспокойства лошадей велосипедист обязан был умерить ход или сойти с велосипеда и даже закрыть его собой. Опережать повозки разрешалось справа, а обгон слева допускался лишь при остановке лошади у тротуара. Парам велосипедистов запрещалось огибать лошадей с двух сторон.

Правил обгона для автомобилей не существовало вообще. Видимо, авторы первых ПДД еще не верили в способность машины обогнать лошадь.

Правый руль считался в те годы более удобным
Источник:

Откуда взялся правый руль


Интересно, что правила 1913 года устанавливали правостороннее движение. Выпуск в Риге праворуких «Руссо-Балтов» наводил на мысль о левостороннем движении в Российской Империи, но это ошибочное мнение. Просто в то время считалось, что правый руль удобнее, потому что водитель может выйти сразу на тротуар.

Скорость до 20 км/час


Быстрая езда вообще воспрещается, писали авторы правил. Ехать следует не быстрее обыкновенной лошадиной рыси и держась за руль; огибать углы или пересекать улицы следует по возможности тихим ходом.

Для справки, лошадиная рысь — это скорость примерно до 20 км/час. Такие ограничения действуют сейчас во дворах. Впрочем, для велосипеда скорость 20 км/час считается вполне приличной и сейчас, но для автомобилей такие ограничения были откровенной дискриминацией. Так, рубеж в 100 км/час они преодолели еще в конце XIX века, а в десятых годах прошлого века даже массовые модели вроде Ford T разгонялись до 60–70 км/час.

Не лихачь и уступай крестному ходу


Недавно в ПДД появился запрет на опасное вождение. Был он и в правилах 1913 года, правда, с витиеватой формулировкой: всякого рода фигурная езда, состязания, злоупотребление звонками, гудком и прочее воспрещается. Другими словами, циркачам место в цирке.

Но были и совсем уж зловещие пункты, например, при встрече с крестным ходом, большими похоронами, процессиями или вообще значительным числом пешеходов либо экипажей велосипедисты обязаны сойти с велосипеда и провести его в руках или же уйти в боковую улицу.

Первые в мире ПДД


А почему День ПДД отмечается 14 августа? Потому что в этот день в 1893 году во Франции был опубликован первый текст правил, и он тоже был для внутреннего, французского, пользования. Вопрос о создании единых для Европы ПДД был поднят только в 1909 году, а конвенцию о формате дорожных знаков приняли в Женеве лишь в 1931 году. К ней, кстати, присоединился и Советский Союз. В этом же году в Союзе был подписан циркуляр «О порядке организации надзора за выполнением правил уличного движения», а через пять лет создана Госавтоинспекция. Но единые для страны ПДД появились лишь в 1940 году, да и то не враз: их эволюция до современных стандартов заняла десятилетия.

Выстраданный текст


Многие привыкли ругать ПДД за нелогичность и антинародность, и бытует даже мнение, что ездить по правилам невозможно. Но Правила дорожного движения — это один из самых выстраданных текстов, который вобрал в себя опыт поколений. В основе своей современные ПДД представляют стройную систему, которая пусть не исключает рисков, но снижает их во много раз. А без них — полный хаос.

Знание правил — это ещё и хороший способ сэкономить, например, вот список из десяти нарушений, за которые эвакуируют на штрафстоянку. Фиксировать нарушения правил скоро смогут даже пешеходы. Правила эволюционируют и сейчас, например, недавно в них добавили разметку-вафлю.

Если вы располагаете доступом к интересным архивным документам, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
20
ТОП 5
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Рекомендуем
Объявления